Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Актуальные тенденции и личный рост
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЕЛЕНОЙ МЕНЬШИКОВОЙ
о развитии персонального бренда, идеальных стрелках и узнаваемом стиле
В 2008 году Елена Меньшикова пришла в профессию мейкап-мастера, а уже через три года совместно с двумя коллегами открыла собственный салон красоты, который расширился спустя год. Сегодня Елена не только успешно практикует, но и развивает образовательное направление и записывает видеоуроки: о любимых техниках макияжа, с акцентом на безупречно проработанную кожу лица.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ДИЛЯРА ХАСАНОВА
Я начала заниматься визажем в 2008 году, когда училась в университете, и моя специальность никак не была связана с этим. Я записалась на курсы, потому что в то время еще не было такого количества информации в интернете, каких-то пособий и онлайн-уроков. Да и сама профессия визажиста не была так востребована: все говорили, что я ввязалась в авантюру и никогда не смогу этим зарабатывать. И я действительно начинала с бесплатной работы на условиях TFP, сотрудничала с фотографами, параллельно пошла работать в модельное агентство, где красила моделей.

В 2011 году я объединилась еще с двумя визажистками, Яной Панфиловской и Ксюшей Снежко, и мы открыли студию «Гримерка». Это была совсем маленькая комната, не больше 13-14 метров площадью, но через год студия разрослась, и мы переехали в более просторное помещение.

Сейчас каждая из нас доросла до такого этапа, когда начала развивать свой личный бренд. Но салон в Челябинске работает, и я по-прежнему «веду» его мастеров, хотя не так давно переехала жить и работать в Сочи. И сейчас я занимаюсь здесь открытием своей студии с акцентом на обучение мастеров и тех, кто только начинает карьеру визажиста, ну и, конечно, принимаю клиенток.
С чего вы начали свою карьеру и как пришли в дальнейшем к открытию собственного салона и преподаванию?
Большая часть наших мастеров — это те, кто учились у нас или приходили к нам на повышение квалификации. Я всегда стараюсь брать на работу тех, в ком вижу потенциал и с кем чувствую близость по духу, по энергетике. Если кто-то идет в визаж только для того, чтобы зарабатывать, мы вряд ли сработаемся. Не с таким настроением нужно входить в профессию: нужно просто фанатеть от своего дела.
Как вы подбираете мастеров в свои студии?
Десять лет назад в профессии не было столько курсов и материалов в открытом доступе, она еще не была такой модной.
Конечно, это приходит с опытом: я уже 10 лет работаю, и сейчас легче и быстрее нахожу общий язык с людьми. А для новичков главная проблема — это боязнь и неумение общаться, выявлять потребности клиенток, их страхи.

Я всегда говорю своим ученицам, что наша профессия не заключается только в том, чтобы красиво накрасить лицо. Кроме этого нужно правильно прочувствовать человека, быть с клиенткой на одной волне, понять, чего она боится: может, у нее до этого был неудачный опыт макияжа и поэтому она зажата перед мастером.

Важно умение слышать и слушать, потому что часто люди не могут объяснить правильно, чего они хотят, а мастер не удосуживается их понять. В итоге получается результат, который не устраивает никого.
Начинающим мастерам бывает довольно сложно выстроить общение с клиентами. Что вы советуете в таких случаях?
Самое главное — умение разговаривать с клиентами и никогда не повышать голос. Даже если клиентка недовольна, нужно с ней спокойно, как с ребенком, пообщаться, выяснить, что именно ей не нравится, и исправить, пока она сидит у вас в кресле.
Проблема всех начинающих визажистов: «Я боюсь красить, а как начинать?». Здесь два совета: нужно тонко чувствовать людей и на первых порах постоянно тренироваться на моделях и нарабатывать опыт. Без практики вы не обретете уверенность в своем мастерстве, а клиенты всегда это чувствуют, и вряд ли они вернутся к неуверенному в себе мастеру.
Таких историй много! Самый главный страх любых визажистов, если они работают на выезде — забыть косметичку, кисти или клей для ресниц. У меня был случай, когда я забыла косметичку с карандашами для губ, работая на выезде с невестой. Еще был случай, единственный за всю мою практику, когда в одно и то же время пришли четыре клиентки. Выяснилось, что одна не так поняла, другую я не так записала, еще две что-то перепутали. Когда я их всех четверых увидела, думала, что тут же поседею (смеется). Но в итоге у меня получилось разрулить эту ситуацию: за один час я сделала так, что с макияжем ушли все.
В вашей практике были какие-то курьезные истории? Как вы из них выходили?
Обычно я закладываю час на выполнение одного макияжа, и это комфортное время, чтобы работать не спеша. У меня нет разделения на дневной и вечерний, потому что в обоих случаях у меня уходит примерно одинаковое количество времени на работу с лицом. Большую часть времени я трачу на проработку кожи, а реснички наклеиваю иногда и при дневном варианте макияжа, просто варьируя их длину и объем. Конечно, вечерние варианты макияжа бывают и очень насыщенными, сценическими, с тонной блесток — они занимают чуть больше времени.
А сколько вообще времени требуется на профессиональный макияж? Есть ли разница во времени и сложности проработки вечернего и дневного варианта?
Ценообразование зависит от профессиональных навыков мастера, от того, сколько средств было вложено в свое развитие и образование, в какие-то обучающие курсы для повышения квалификации.

Стоимость услуги зависит и от самой косметики: кто-то работает на масс-маркет продуктах, а кто-то поднимает уровень цен, покупая косметику люксовых и премиальных брендов.

И третья составляющая — это условия работы. Кто-то принимает клиентов на дому или в темной необорудованной комнатушке, а кто-то — в приятном комфортном помещении, где оплачивается аренда, ремонт, обслуживание. Все маленькие детали — вроде конфет и чая для клиентов, приятной музыки в зале — создают уют этого помещения и тоже влияют на ценообразование.
Расскажите по своему опыту — как визажисту выстроить ценообразование и когда имеет смысл повышать цены на услуги?
Здесь нет секрета — я фанатик своей работы, и мне нравится рассказывать о том, чем я занимаюсь. Поэтому вести аккаунт в инстаграме — для меня большой кайф, особенно когда я вижу отзывы и получаю обратную связь от подписчиц. Понятно, что на это уходит время, и одна выложенная фотография в аккаунте существенно аудитории вам не прибавит. Нужно каждый день снимать сторис и вести прямые эфиры, делать интересные публикации. И самое важное вот что: недостаточно просто делать макияж — нужно быть личностью.

Конечно же, фото и видео ваших работ должны быть качественными. Например, когда я снимаю видео, большое количество времени занимает настройка света. Это кропотливая работа, потому что требуется несколько источников света, несколько ламп. Бывает и так, что после съемки я недовольна результатом, и в таких случаях все 1000 фото или видео остаются неопубликованными. В любом случае, надо пробовать разный свет и разные ракурсы, добиваясь идеальной «картинки».
За вами в инстаграме следит более 65 000 подписчиков, как вы добились такого результата?
Цена должна логично и плавно расти, но у всех мастеров есть страх при этом потерять определенную часть клиентов. По моему опыту — не нужно паниковать, ведь пройдет совсем немного времени, и у вас появятся новые, более платежеспособные клиентки.
Не нужно бояться повышать цену на свои услуги. Если ты сама чувствуешь, что созрела до нового уровня цены, то нужно ее поднимать. В мире динамично растут цены на все, и если стоимость макияжа не менять в соответствии с этим, то в какой-то момент можно обнаружить, что работаешь в минус.
Аудиоцитата
Если моя клиентка собирается на вечернее мероприятие, я всегда спрашиваю, куда именно она идет, чтобы понимать, какие источники света там будут. Если это искусственный свет, например, софиты, какое-то теплое освещение, то макияж нужно делать чуть более насыщенным, потому что он будет «съедаться», выглядеть менее интенсивно. Если в помещении будет много света, то надо учитывать, что матовый макияж вечером будет выглядеть темным. В таком случае лучше использовать сияющие текстуры (спарклы, блестки) — искусственный теплый свет хорошо их подчеркивает.

Вообще, всегда нужно учитывать, холодный в помещении будет свет или теплый. Например, в первом случае холодные оттенки в макияже становятся еще холоднее, и лицо уже выглядит не таким свежим. И наоборот, при теплом освещении теплые оттенки становятся более насыщенными. Если клиентка собирается на дневное мероприятие, то это нужно учитывать и макияж подбирать соответствующий: очевидно, что черные ультраматовые смоки айс днем будут не совсем уместны. Многое также зависит от стилистики и дресс-кода мероприятия.

А для работы мастерам лучше выбирать нейтральное дневное освещение, чтобы не прогадать с оттенком — тонального средства, например. Если неправильно подобрать тон при искусственном освещении, ваша клиентка, выйдя на улицу, будет похожа на полосатого тигра.
При разном свете макияж может выглядеть по-разному, а какие-то средства вроде транспарентной пудры и вовсе создают эффект маски на лице при определенном освещении. Как этого избежать?
В макияже уже довольно давно естественность закрепилась как тренд, и особое внимание уделяется бровям. Брови — это целая эпоха. Каждый год появляется новая мода, новая техника в их проработке. Год назад модные брови были пушистыми, густыми, зачесанными. Сейчас они приобретают более мягкую форму и натуральный вид, выглядят слегка взъерошенными, но при этом аккуратными и ухоженными.

Чтобы не ошибиться в макияже бровей, нужно правильно считывать пропорции и анатомию лица, видеть природный изгиб брови. Природой изначально заложен правильный изгиб, на который мастеру следует ориентироваться, корректируя брови. Если оформлять этот изгиб, то вы не ошибетесь, а если выходить за естественную границу, прорисовывая брови максимально утрированно, то можно запросто переборщить, и клиентка увидит в зеркале совсем другое лицо. Нужно помнить, что макияж должен быть гармоничным, и если вывести брови на первый план, то другие акценты — например, красивый разрез глаза — уйдут на задний план, получится дисбаланс.
Кажется, что одна из самых сложных зон в современном макияже — это брови. Как прорабатывать их с учетом тенденций и при этом не переборщить?
Проверенная техника от Елены Меньшиковой
1
Подготовьте кожу век: затонируйте используя консилер. Светлый консилер на веко лучше не наносить, потому что он его неестественно выбелит. Можно тонировать тем же тональным кремом, которым прорабатывали лицо.
2
Если вы не планируете использовать кремовые текстуры на веках, то можно их слегка припудрить, а затем нанести тени. Для кремовых акцентов лучше наносить тинт, а на него пигмент, для большей яркости.
3
Нарисуйте стрелку. Если форма века позволяет выстроить форму, то направление хвостика стрелки в первую очередь выстраивается с опорой на линию подъема нижнего века — визуально продлите эту линию, задайте направление хвостика.
4
Если веко достаточно широкое и открытое, то можно сделать широкую графичную стрелку, если не очень большое или нависающее, то рисуйте тоненькую стрелку. Проработать ее можно либо гелевыми подводками (более устойчивыми и насыщенными), либо водостойкими карандашами или лайнерами. С блестящими текстурами хорошо сочетается цветная стрелка.
5
Чтобы создать идеальную стрелку, лучше сначала прокрасить межресничный контур, а потом выстраивать форму над ресницами.
6
Поверх стрелки добавьте глиттерную подводку. Если вы работаете гелевой подводкой, то пока она не застыла, ее можно дополнить блестками — макияж будет не только красивым, но и стойким. Добавьте пучки или ленточные ресницы.
Прежде всего нужно буквально просканировать кожу, понять ее особенности. Бывает так, что на первый взгляд кожа кажется жирной, а потом начинаешь с ней работать и замечаешь шелушения, сухость. Непростая кожа чаще всего подвергается кислотным пилингам, спиртосодержащему уходу, поэтому часто имеет пересушенные и шелушащиеся участки — в таких случаях несовершенства скрыть становится еще тяжелее.

Чтобы подготовить такую кожу к макияжу, я в первую очередь использую скрабирующие салфетки: они помогают выровнять текстуру кожи, убрать ороговевшие клетки, проработать сухие участки. Дальше в зависимости от типа кожи подбираю базу под макияж. Если кожа сухая, то нужно обязательно ее увлажнить, если жирная, то я использую выравнивающие матирующие базы, которые заполняют расширенные поры и в течение дня сдерживают излишки кожного жира.

Чаще всего в работе с кожей, имеющей особенности, я использую устойчивые тональные средства средней плотности либо плотные. Но чтобы не получить эффекта маски на лице, работаю с ними очень деликатно и стараюсь наслаивать. Наслаиваю при этом не на все лицо, а локально, какие-то участки прорабатываю в несколько слоев, а какие-то — в один. Все индивидуально, но главная цель — сохранить «живой», естественный вид кожи. Из корректирующих продуктов предпочитаю кремовые корректоры, а пудрами не злоупотребляю, потому что они «утежеляют» макияж и подчеркивают любые шелушения.
В вашем инстаграм-аккаунте много примеров работ: девушки с непростой кожей «до» и с безупречным макияжем — «после». Расскажите, как вы добиваетесь такого результата?
Самая распространенная ошибка в работе с непростой кожей — это завершить макияж пудрой, превратив его в толстый слой штукатурки. Это сразу подчеркивает мимические морщинки и шелушения. К тому же, кожа приобретает более взрослый вид.
Да, здесь действительно есть своя специфика, и нужно делать особый упор на подбор средств для работы. Когда кожа увядает и теряет тонус, появляются более глубокие морщинки и различные сложности. Например, в определенный период у женщин может активизироваться потливость лица, или кожа становится обезвоженной. Поэтому нужно правильно подбирать продукты, и они должны быть максимально деликатными.

В лифтинг-макияже я часто использую увлажняющие сыворотки с гиалуроновой кислотой. Если кожа жирная, то выбираю не суперматирующую базу (потому что она может подчеркнуть морщинки), а более деликатные матирующие продукты, и использую их только локально. Что касается тональных средств, отдаю предпочтение более легким и невесомым, чтобы не подчеркнуть то, что подчеркивать не хотелось бы, а лишь слегка затонировать кожу.

В работе с глазами в лифтинг-макияже я часто использую карандашную технику: она позволяет идеально скорректировать форму глаз и поработать с нависающим веком. Количество теней я стараюсь минимизировать и использую более натуральные, приближенные к естественному цвету кожи оттенки. Если необходимо использовать какие-то цветовые контрасты — например, чтобы подчеркнуть цвет платья — то и эти оттенки должны быть как бы слегка припыленными: полутона, а не насыщенные цвета.

Возрастной макияж в итоге должен слегка «омолодить» женщину, поэтому оттенки румян и помады тоже нужно выбирать теплые, мягкие. Красную помаду можно использовать, но нужно учитывать форму и состояние губ. Брови в лифтинг-макияже тоже важный аспект: при их грамотной проработке можно сгладить возрастные изменения и сделать так, что женщина будет выглядеть на пять-десять лет моложе.
А в чем специфика возрастного лифтинг-макияжа, как с ним работать?
Карандашная техника в макияже была разработана в 2010 году визажисткой Таисией Васильевой. Наиболее часто она применяется для макияжа глаз и помогает визуально скорректировать асимметрию век. Для этой техники рекомендуется использовать карандаши средней жесткости в трех оттенках (черный, серый, коричневый), а также кисти для растушевки и тени светлых оттенков.
Любимые средства Елены Меньшиковой
Уже несколько лет сохраняется тенденция к естественности, но сегодня в макияже актуальны и цветовые акценты, монохром, цветные неоновые тени, ультра-синий и ярко-желтый цвета, цвет яркого золота, розовые и фиолетовые оттенки. Глянец на веках, сияющая кожа, глянцевые губы — с намеком на сексуальность — тоже сейчас в тренде. Само собой, никогда не выйдет из моды здоровая сияющая кожа, поэтому нужно уметь работать с хайлайтерами и бронзерами.

Я люблю монохромные макияжи — сильно «цветастые» макияжи мне не близки: нравятся визуально на картинке, но не в плане работы и носибельности. Что касается скульптурирования, то мне оно нравится очень мягкое, не люблю слишком четкие и контрастные линии. Все-таки его задача — визуально слегка скорректировать лицо, сделать его более точеным, модельным. Этот прием, кстати, любят все клиентки.

Главные трендсеттеры в макияже — это западные звезды и блогеры. Но с любым трендом нужно работать очень аккуратно, чтобы предложить клиентке что-то не только трендовое, но и подходящее именно ей. Если в моде тонкая черная бровь, не нужно ее делать всем — учитывайте специфику лица. Если говорить о том, что точно вышло из моды, то это графичные макияжи, тонкие и вздернутые вверх брови, которые делают девушку похожей на актрису травести-шоу.
С какими актуальными тенденциями в макияже вам нравится работать, а какие уже кажутся устаревшими? Что стало, например, с трендом на контуринг?
Во-первых, нужно учитывать характер человека. Если вы работаете с тенденцией на какой-то ультра-яркий неоновый макияж, а к вам приходит хрупкая утонченная девушка, она вряд ли сможет примерить на себя такой макияж. Актуальная сейчас широкая графичная стрелка не подойдет девушкам с нависшим веком или асимметрией век. Важны и характер человека, и анатомические особенности лица.

Стрелки и красная помада в теории идут абсолютно всем, но и здесь есть свои нюансы. Стрелка вообще коварная штука: она нравится всем, но не у всех получается ее нарисовать. Тут тоже важна анатомия лица и возможность предложить альтернативу, потому что часто бывает так: девушка приходит с картинкой, мастер видит, что ей это не пойдет и предлагает другой вариант, а клиентка начинает обвинять мастера в некомпетентности.
Как адаптировать тенденции в макияже под каждую конкретную клиентку?
Мои фирменные фишки — это акцент на сексуальность, объемная тушевка, распахнутые, немного увеличенные глаза. Люблю карандашную технику, работу с тинтами, различными спарклами и пигментами, с пушистыми ресницами. Однако крайне важно учитывать, что не все приемы, которые любит визажист, могут понравиться клиенткам. Кто-то, например, просит не трогать нижнее веко, а мне очень нравится делать на нем акцент.
Какие техники макияжа вам наиболее близки и интересны?
Лично мне интересна техника зарубежных мастеров — я подписана на аккаунты американских, бразильских и азиатских визажистов.

Вдохновляться только работами других мастеров, как это делают новички, с одной стороны, неплохо на начальном этапе: можно разобраться в технике макияжа и «набить руку». Но важно все же со временем обрести свое видение и свой стиль. Постоянно копируя работы других, вы никогда не сможете сформировать свой узнаваемый почерк.
Есть ли профессионалы, за чьими работами вы следите? Кто вас вдохновляет?
Читайте также: