Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
«Все нужно делать аккуратно»
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЯНОЙ ШЕЛЬ
Нервные невесты, работа с селебрити и профессиональные секреты
Яна Шель, мастер по макияжу из Петербурга, создает вечерние и свадебные образы, учит девушек доступным техникам красивого мейка и красит солисток группы «Ленинград». Мы поговорили с Яной о том, как развивать свой бренд и о работе с невестами и звездами.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ДИЛЯРА ХАСАНОВА
Частная практика преобладает. Частные клиентки, которых я крашу, причесываю — это примерно 70% моей работы, почти все остальное — их обучение. Время от времени я делаю съемки для корпоративных заказчиков, иногда даю мастер-классы и небольшие уроки, но не обучаю визажистов. Пока не готова: я думаю, для того, чтобы открывать профессиональную школу, нужно накопить информации столько, чтобы знания били фонтаном, чтобы хотелось этим делиться! А мне сейчас больше хочется работать с клиентками, кажется более важным донести до девушек, что можно сделать классный макияж за совсем небольшое время и имея минимум косметики.
Вы работаете и с клиентками, и с компаниями, занимаетесь преподаванием. Как соотносятся эти направления, из чего в основном складывается ваша профессиональная деятельность?
Никакой особенной команды, стоящей за брендом, нет. Серьезно. Вся творческая часть работы на мне, а за технические моменты отвечает мой муж: он занимается поддержкой и развитием сайта, продвижением, рекламой, мониторингом цен и ценообразованием.
Что за команда стоит за вашим брендом? Успеть все в одиночку, наверное, невозможно.
Я более ориентирована на клиенток. Пыталась себя как-то перестроить, однажды даже сказала себе: надо попробовать что-то fashion, но внутренней искры не находила — просто не мое.
Источников много: это и знакомые-фотографы, с которыми я работаю, и свадебные агентства, с которыми у меня партнерские отношения. Взаимные подписки, кросс-пиар — все это приводит новых людей на страничку. Еще сейчас модно проводить прямые эфиры, обучающие каким-нибудь техникам, что тоже дает приток подписчиков.

Года два назад я заплатила специалистам, но их продвижение оказалось неэффективным. И я решила взять его в свои руки. Не могу сказать, что все получается идеально, но процесс идет. Сейчас развиваю новую страницу, только для работы — уже исключительно честным путем. Для этого нужно уметь производить качественный контент, правильно обрабатывать фотографии, а не просто делать макияж. Поэтому я смотрю обучающие программы, чтобы создавать действительно красивую картинку.
У вас больше трехсот тысяч подписчиков в инстаграме. Если вы работаете в основном с частными клиентками, откуда эта аудитория?
Популярнее всего видео о том, как я создаю образ: макияж, прически. Еще девушки часто просят написать о конкретной косметике, которую я использую, или же расшифровать обучающие видео. Кстати, интересный момент: прямые эфиры меня просят показывать на себе.
Какой контент лучше работает в вашем инстаграме?
Необходимо наработать портфолио, чтобы была качественная картинка. Без этого никуда, невозможно просто прийти и сказать: «Здравствуйте, я Маша, я умею рисовать на лицах».
С чего начать визажистам? Как сотрудничать со свадебными агентствами, с фотографами?
Не люблю работы «до и после». Их выставляю очень редко, когда и человек не против, и картинка качественная. А то бывает, что «до» фоткают при плохом свете, с непонятными тенями, а картинка «после» и обработана, и свет хорошо выставлен. Как-то нечестно, мне кажется! Если моя клиентка дала согласие, если «до» и «после» — равноценные по обработке и по свету фотографии, то только тогда я и могу их выложить.
Есть ли что-то, что вы предпочитаете не выкладывать в инстаграм?
Обязательно нужно сделать портфолио в инстаграм-аккаунте. И сначала предлагать особые условия. Многие начинающие визажисты работают на бартерной основе, это нормальная практика. А потом можно написать любому человеку в соцсетях и предложить сотрудничество. Если у вас хорошее портфолио, с хорошими работами — почему бы и нет?
Сотрудничество со свадебными агентствами и с фотографами может строиться по-разному. Например, агентство может брать процент или закладывать надбавку в стоимость макияжа. Если же работать с фотографом на фотодне, то нужно подумать, как сделать так, чтобы клиентам было выгодно прийти. Можно договориться с фотографом и сделать стоимость макияжа меньше, а количество клиентов — больше. Полезно и просто работать в паре: если партнерство удачное, то потом знакомый фотограф рекомендует тебя как визажиста на съемку.
Если считать с самого начала моего обучение, то будет девять лет. За это время изменилось восприятие макияжа, а рынок декоративной косметики увеличился в разы. Стало много продуктов, много техник, много всего-всего-всего. Девять лет назад мы были ограничены и в технике макияжа, и в выборе косметики. Не знаю точно, как в Москве, а в Питере было мало брендов, на которых работали профессионалы из Европы и Америки. Сейчас все совсем иначе! И конкуренции стало больше, конечно. Так что надо держать ухо востро и постоянно пробовать новое: если ты зацикливаешься на чем-то одном, это быстро устаревает, будь то техника или инструменты, даже те же кисти.

Еще раньше было меньше профессиональных мероприятий и было сложнее на них попасть. В Петербурге — своя тусовка, и сейчас она более открытая. Но в Питере мы скорее отдельно, чем вместе, и единого сообщества визажистов здесь нет. Многие коллеги открывают свои школы макияжа и выпускают учениц, но все равно держатся обособленно. Кажется, в Москве визажисты более сплоченные.
Когда вы начали заниматься визажем? Сильно все изменилось с тех пор?
Если из наших, из российских, то я бы хотела поучиться у Яны Панфиловской из Челябинска. Мне нравится ее энергетика. За московскими девчонками слежу, они работают в разных направлениях: одни креативят, другие больше ориентированы на клиента. Из первых мне нравится Дарья Холодных, она делает такой совсем сумасшедший креатив — в хорошем смысле, конечно. Вообще, больше слежу за зарубежными визажистами, все-таки тренды приходят к нам с Запада.
А за кем из коллег вы следите, на кого равняетесь?
Аудиоцитата
С этим, на самом деле, сложно. Я более ориентирована на клиенток, мне нравится естественность. Естественность, натуральность, работа с кожей: сияние, здоровый цвет, здоровый вид — вот это мне нравится.
Какие тренды в макияже вам близки? Можете позволить себе креатив, что-то дикое делаете?
Когда я только начинала, работала так: если палетка теней, то использовала ее только для глаз, если тональник — только для тона. А сейчас смешиваю помаду и наношу на щеки вместо румян, жидкие тени для глаз — на губы. И наоборот. Продукты для бровей можно на глаза, и так далее.
Наверняка за время практики вы обзавелись собственными профессиональными хитростями. Может быть, смешиваете какие-то средства или нестандартно их применяете?
Необязательно заострять на этом внимание клиенток, дело ведь не в конкретных приемах, а в том, чтобы они были довольны результатом. Все нужно делать аккуратно.
А как клиентки относятся к тому, что вы помадой щеки красите?
Когда я только начинала, случалось, что только займешься тоном, а на коже сразу заметны сильные шелушения. Или наоборот: начинаешь красить — тональник стекает. Был случай с невестой: я ее накрасила, а она пошла в фотостудию, и там было так жарко и душно, что макияж стек. Пришлось красить заново. А однажды мне показали картинку и попросили повторить макияж, который был настолько странным с точки зрения правильности нанесения, что я плакала и красила, красила и плакала (смеется).
Бывают сложные случаи, когда сделать хороший макияж проблематично?
Иногда нужно потрудиться, но это реально. Многие визажисты специально ищут моделей без нарощенных ресниц и татуированных бровей. С ресницами справиться проще: если идет совсем жесткий перекос, нужно сместить акценты. Желательно, чтобы акцент в макияже получился не только на глазах. С татуажем бровей сложнее. Такие брови нужно перерисовывать. Я за свою практику насмотрелась всяких форм, приходилось даже перекраивать брови полностью, то есть замазывать татуированные и рисовать новые.
Татуаж, «сделанные» губы, нарощенные ресницы: в чем особенности работы с такими клиентками?
Невесты что у фотографов, что у парикмахеров, что у визажистов — отдельный прайс. Конечно, это работа со своей спецификой, хотя особенная косметика и не нужна. Нужно учитывать, что невеста весь день на ногах, она будет двигаться и фотографироваться. Значит, макияж должен быть стойким и выглядеть одинаково хорошо и на фото, и в реальности. Еще важно эмоциональное состояние: визажистка приходит к невесте первой. Если с вечера что-то пошло не так, негатив выплескивается именно на нее. Бывает всякое, но в моей практике, к счастью, каких-то совсем уж жестких случаев не было. В эти моменты нужно быть не просто мастером по макияжу и прическам, нужно быть немного психологом. Потом, когда приходят фотограф и видеограф, внимание невесты рассеивается, и работать легче.
Расскажите немного о тонкостях работы с невестами.
Если есть время, если я знаю, что после невесты у меня никого нет, то — пожалуйста! Вот прайс на мои услуги. Если времени нет, я не буду браться за макияж. Бывает, что изначально договариваемся, что красить нужно невесту плюс кто-то еще. Тогда макияж в первую очередь делаю невесте, а потом уже второму человеку. Даже если невеста просит начать с мамы, нужно сделать маме что-то одно — и остановиться. И только когда закончишь с невестой, можно вернуться к маме. Потому что невеста в любом случае должна быть готова на сто процентов. А если договора на еще одного человека не было, а накрасить просят, я спокойно отношусь. Значит, макияж невесты понравился. Часто же бывает, что видят хороший результат и думают: «О, ничего себе! И мне нужно так же».
Бывает, что пришли мама невесты, сестра и подруга и просят накрасить, а вы заранее об этом не договаривались. Как себя вести?
Да, у меня две сумки: большущий чемодан косметики и парикмахерский рюкзак. Пока у меня нет своей студии, арендую гримерные места, и весь арсенал универсальной косметики я всегда ношу с собой. И если буду красить еще несколько человек — все под рукой.
А косметики хватит?
Любимые средства Яны Шель
Есть такой вариант — «сопровождение свадьбы». Когда делают особенную фотосессию, например, полет на воздушном шаре, или просто невеста прыгает и бегает, то макияж и прическа не то чтобы в негодность приходят, но они уже «уставшие» после активной фотосессии. Тогда можно взять сопровождение, чтобы после или во время фотосессии вернуть свежесть обратно. Или бывает, что невеста меняет образ после фотосессии и на банкет идет уже в другом платье, и ей хочется переделать макияж и прическу. Тогда-то и нужно «сопровождение свадьбы».
В вашем свадебном прайсе есть позиция «плюс один час». Что это за услуга?
Все детали мы заранее обсуждаем с невестой на репетиции. Стоимость зависит от того, что мы будем переделывать. Если невеста умывается, моет голову — конечно же, да, ведь красить и причесывать приходится заново. Если кардинальная смена образа, но не с «нуля», то — практически полная стоимость. Если же нужны небольшие изменения в макияже: губы нарисовать, распустить прическу, то и стоить это будет меньше.
«Переделка» стоит так же, как второй макияж?
Свадебные образы стали естественнее, проще, лаконичнее. Нет ни «домов» на голове, ни чрезмерных украшений. Ушла фата. Вернее, не ушла, но постепенно отходит на второй план. Нет адски пышных кринолиновых платьев. Все проще, милее, нежнее, естественнее. Я так это вижу.
Как изменился свадебный макияж за последние годы?
Чтобы сделать «макияж без макияжа», нужно основательно потрудиться, и девушки не могут сделать его на уровне профессионала. Так что — нет, на спрос в принципе это не повлияло. Да, обучение «макияжу для себя» популярно, но в такой ответственный момент, как свадьба, например, если есть возможность пригласить визажиста, то обязательно приглашают. Пусть даже натуральность и естественность в моде.
Этот тренд на естественность, что в свадебном макияже, что в обычном, как-то повлиял на спрос? Может быть, девушки смотрят и думают: «О, да я и сама так могу, зачем мне визажисты»?
Изначально я училась только на визажиста, но года через полтора занялась и волосами. Удобно делать все самой и не ждать второго мастера. А еще я люблю создавать образ полностью. Когда прихожу к человеку, вижу образ сразу и с макияжем, и с прической. Если же клиентка заказывает только макияж, бывает, что мое видение и видение коллеги-парикмахера не совпадают, и мне как-то некомфортно.
Вы занимаетесь не только макияжем, но и волосами. В какой момент сфера ваших интересов расширилась?
В начале творческого пути я работала для теле- и видеосъемки, но, честно говоря, мне интереснее мероприятия типа концертов. Там я и научилась работать с нашими селебрити. Недавно был «Золотой граммофон». Чтобы попасть на него в качестве визажиста, я познакомилась с организаторами. В Петербурге это всегда знакомые знакомых. Может быть, в чем-то мне просто повезло, но на самом деле все зависит только от тебя: если хорошо работаешь и умеешь общаться, то получится. Только сначала придется трудиться бесплатно.
Поделитесь своим опытом работы с селебрити. Насколько сложно красить звезд?
Конечно, можно! Все зависит от того, что девушка хочет на себе видеть и готова ли она сама себя так красить, а еще — тренироваться. Практика же важна. А то некоторые приходят на обучение и думают: «Вот я сейчас посижу здесь четыре часа, а завтра дома все точно так же повторю». Но так, к сожалению, не получится.
Действительно ли можно повторить профессиональный макияж дома, используя средства масс-маркета, а не профессиональные марки?
Когда работаешь на больших мероприятиях, это напоминает конвейер. К примеру, тебя могут позвать к звезде — Ани Лорак, допустим. И тут же попросят накрасить девушку из бэк-вокала. В прошлом году я как раз работала у Ани Лорак на концерте и красила всю балетную труппу. В такой работе важнее всего скорость.
Итак, ты сидишь, два часа ждешь, пока проходит саундчек, а потом за полтора часа до начала концерта приходят артисты, и ты делаешь все в режиме терминатора. Но это на больших, сборных концертах. Концерт Ани Лорак был другой: у труппы были сценарий и костюмы, и визажисты заранее знали, как, кого и в каком порядке красить. Все строго рассчитано по времени: с 16.00 до 16.30 нужно сделать такой-то макияж, пятнадцать минут на смену помады. Так что там все четко.

Работать со звездой напрямую намного проще. С девушками из «Ленинграда», например. Они мне доверились: просто приходят без какой-то конкретики, показывают костюмы, и мы на месте обсуждаем, чего они хотят. Если бы были какие-то специальные, очень специфические костюмы, то информацию о них отправили бы заранее, прислали бы какое-то техническое задание. А так — просто работаешь с пожеланиями.
Читайте также: