Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Идея, техника и рамки
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ МАРИЕЙ ДАВЫДОВОЙ
о креативном макияже и хитростях его создания
В работах мейкап-мастера с творческим псевдонимом Mary Dav угадывается влияние творчества художников-авангардистов, но интерпретация настолько тонкая, что макияж становится самостоятельным арт-объектом. О том, как подходить к созданию мэйкапа творчески и разнице в работе с моделями и клиентами — в нашем интервью с Мэри.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЭЯ МОРДЯКОВА
Коммерческих работ у меня не так мало, как может показаться. Просто при выкладке в инстаграм до них руки доходят в последнюю очередь. Я довольно часто провожу обучение базовому и продвинутому коммерческому макияжу — разбираю растушевки, стрелки, нюды. Занятия проводятся как для мастеров, так и для клиентов.
Ваше инстаграм-портфолио по большей части состоит из творческих макияжей. Вы намеренно не включаете в него коммерческие работы, или их действительно меньше?
Да, конечно. Обычно это материалы, которые можно использовать для создания аппликаций или каких-то текстур. Мне очень нравится экспериментировать с бусинами, бисером, использовать продукты питания, материалы для скрапбукинга. Да в моем кейсе целый магазин «Леонардо»! Рано или поздно я что-то оттуда беру и включаю в креативный макияж. В коммерческих работах я таких операций, конечно, не проворачиваю.
Есть ли некосметические средства, которые вы используете при создания макияжа? Например, лет семь назад визажисты могли использовать обычный лубрикант для создания эффекта влажной кожи.
Я, в общем-то, абсолютно не пренебрегаю косметическими средствами для создания определенных эффектов. Главное — не подвергать человека опасности. А вот на себе я могу использовать вообще всякую дичь.
Я делаю разные вещи, у меня нет каких-то рамок, границ. У людей нет конкретных ожиданий, и это очень круто, ведь я не скована этими ожиданиями при создании образов.
Если люди делают что-то неприемлемое в том или ином обществе, их всегда будут осуждать. В начале своей карьеры я делала необычные вещи и сталкивалась с довольно жесткой критикой. В Краснодаре, где я тогда жила, люди не воспринимали такое творчество и могли назвать работу непрофессиональной. Но мне это никоим образом не помешало идти дальше, развиваться. Сегодня я таких обсуждений, по крайней мере лично, не слышу.
Некоторые мастера осуждают свои коллег за подобные уловки, называя это непрофессионализмом. Как часто вы слышите упреки в свой адрес?
Поскольку ниша узкая, такие мастер-классы проводятся нечасто, но они собирают свою аудиторию, притом очень лояльную. Люди, которые интересуются креативным макияжем, приходят на мастер-классы за вдохновением. Им интересно открывать для себя что-то новое, выходить из зоны комфорта, пробовать необычные материалы. Они хотят понять, как создать концептуальный образ самостоятельно, с чего начать и когда остановиться. Есть действительно много нюансов, которым можно научиться, просто они не лежат на поверхности в отличие от чего-то технического типа «лайфхаков по ровным стрелкам», «как сделать красивую кожу» или «как растушевать». Сейчас подобной информации очень много: сначала одни коммерческие визажисты гастролируют по стране, потом другие. И слушатели коммерческих мастер-классов прекрасно понимают, что они вкладывают деньги не просто в свое развитие и вдохновение, но и в будущую прибыль.
Продать мастер-класс по базовому или коммерческому макияжу наверняка проще, чем по концептуальному — с подтеками, красками и прочим. Насколько они успешны коммерчески? Кто их аудитория?
Обычно это какая-то комбинация сухой и жидкой, кремовой текстуры. Например, пигмента, глиттера или металлической пудры с миксером, гелем или глоссом.
Какие средства вы любите смешивать для достижения нужного эффекта?
Зависит от случая. Если известны референсы коммерческой съемки и мне потребуются, например, нюды, то они поместятся в одну косметичку. Если это довольно серьезные цветные коммерческие смоки, то потребуются дополнительные продукты. Креативные работы могут содержать какие-то элементы типа блесток, страз, аквагрима. Все очень зависит от концепции. Сейчас я в основном работаю в студии, поэтому вся моя косметика хранится там.
Насколько различается содержимое вашего кейса на коммерческих и творческих съемках?
Когда я начинала, выбор средств был не таким уж и большим, поэтому для меня появилось очень много нового. Мой топ — это тинты для губ, глаз и щек, очень пигментированные и стойкие. С их помощью можно много чего сделать. Другие фавориты — жидкие тени для век, микрокарандаши и маркеры для бровей, такие супертонкие черные подводки с кисточками, а не с фетром. В обиход вошли стойкие жидкие матовые помады. Появилось очень много кремовых продуктов для лица — это и румяна, и хайлайтеры, и скульпторы. Продукты в целом стали более стойкими.
Какие средства, появившиеся за то время, что вы в профессии, действительно новые и классные?
Не думаю, что здесь перечислены все варианты, и не сказала бы, что последнее направление широко распространено в России. Я бы заменила его чем-то креативным, но более понятным, не таким трешовым. Например, косплейными, единорожьими, русалочными и sfx-мэйкапами, которые интересны людям из движухи. Это довольно знаменитые и яркие образы. Я намного чаще вижу какие-то цветные тушевки и смоки разных форм: вытянутые к вискам, анатомически напоминающие форму глаза, элипсные, уголковые. И так же часто я вижу минималистичную графику: допустим, очень широкие глянцевые синие стрелки на глазах или какие-нибудь хаотичные пятна на лице. То есть это и для съемки подходит, и людям понятно. Все-таки треш-креатив не очень в нашей стране развит.
Кажется, что в современном макияже есть четыре направления: гламур с растушевками до виска и жирными текстурами; макияж без макияжа, в котором иногда могут всплыть желтые тени или блеск; инстаграмное лицо с прорисованными бровями; а также более броские цветные вещи, проходящие под тегом типа seapunk. Вы согласны?
Аудиоцитата
Насмотренность в любом случае полезна всем визажистам, включая тех, кто работает с клиентами. Мастера должны быть в курсе мировых тенденций, в курсе появления новых продуктов и способов их использования ведущими визажистами. Нужно хотя бы примерно понимать, как выглядит красивый мэйк, как он смотрится на разных типах девушек. Все это приходит с насмотренностью. Изучая визуальное искусство, не только макияж, человек развивает в себе чувство стиля. Конечно, для креативных визажистов это более актуально, потому что им нужно генерировать большую вариацию образов. Если коммерческие макияжи имеют какие-то рамки, то креативные их не имеют. Нужно обязательно исследовать ретроспективу искусства, тенденции, которые есть на данный момент — и пытаться предугадывать то, что нас ждет в будущем.
Для каких визажистов насмотренность важнее — для работающих с творческим макияжем или с коммерческим?
Такими секретами я поделиться не могу. Не потому что я их скрываю, а потому что это происходит на каком-то интуитивном уровне. Со временем, когда ты насыщаешься визуальными образами извне, мозг начинает работать по-другому. Объяснить этот алгоритм невозможно. Но я могу дать совет, как вообще перенести визуальные образы, не относящиеся к мэйкапу, на лицо: будьте наблюдательными и внимательными к пропорциям человеческого лица, к анатомии, линиям и точкам, которые на нем расположены. Тогда макияж будет смотреться органично.
Как не переиграть и адаптировать того же Малевича в макияже талантливо и тонко?
Действительно, раньше визажисты руководствовались академическими правилами. Сейчас, на мой взгляд, преобладает натуральность и стремление подчеркнуть особенности человека, даже если они кажутся нам нестандартными. Если человеку они идут — почему бы их не выделить? Модель — это наш холст, и если художник-визажист подчеркнет ее особенности, это будет только в плюс всей работе. А вот в работе с клиентами мы должны руководствоваться их предпочтениями. Есть потрясающе красивые девушки, которые ненавидят свои веснушки. И, будучи клиентоориентированным мастером, вы обязаны замазать, как бы ни страдала ваша душа и как бы больно вам ни было это делать. Можно попытаться переубедить девушку, но если у нее есть свои принципы, от которых вот так просто за десять минут не откажешься, то не надо бросаться на амбразуру и пытаться изменить ее мировоззрение. Возможно, со временем она сама начнет прислушиваться к вашему мнению и попробует принять свои особенности.
Раньше визажисты использовали очень прямолинейный подход к работе с клиентками: маленькие глаза визуально увеличиваем, широкий нос — уменьшаем. Насколько он уместен в 2018 году, когда подобные советы кажутся просто неприличными?
Есть довольно опытные визажисты, которые следят за изменениями в моде, легко перестраиваются под тенденции и осваивают новые техники. Они развиваются вместе с тем, как развивается мир. А есть новые визажисты, которые отучились на «старообрядческих» курсах и пока что делают очень старомодные вещи. Так что я бы не сказала, что есть деление на волны.
Можно ли говорить о существовании визажистов старой и новой волны?
О веснушках заговорили в 2016 году. В 2018 их уже намеренно рисовали айлайнерами и призывали ни в коем случае не маскировать.
Любимые средства Марии Давыдовой
Женщина имеет право выглядеть так, как она считает нужным, но мне бы хотелось посоветовать нам ценить и любить свою внешность такой, какой нам дала ее природа и родители, невзирая на моду, тенденции, фильтры и чудеса косметологии. Нужно просто научиться любить себя, избавиться от комплексов и правильно преподносить свои особенности. Определенной формы нос, близко посаженные глаза или пухленькие щечки — это все индивидуальность человека. Однако не стоит забывать об уходе и оправдывать неряшливость концепцией «полюби себя любую».
Многие девушки до сих пор стремятся соответствовать какому-то инстаграм-стандарту о красивом — пусть в большинстве случаев это фейстюн, за которым стоит целая команда. Какое представление о том, как должна выглядеть женщина, хотелось бы транслировать вам?
Какой-то конкретной техники нет. Кто-то мечтает научиться делать идеальные тушевки. Кто-то мечтает научиться работать с текстурами как боженька, чтоб из любой модели делать произведение искусства. Для меня в данный момент техника вторична. Я на нее не забиваю, просто мне куда более важна идея.
Какая техника сейчас считается вершиной мастерства среди визажистов?
Главное в погоне за идеалами — не потерять себя. Через 20 лет мне было бы очень грустно понять, что я вообще перестала быть на себя похожа. В 18 было одно лицо, а под 40 оно перекроено настолько, что я уже не помню, как оно выглядело.
Сейчас я стараюсь, скорее, выработать какие-то свои фишки. А в ближайшем будущем планирую пойти и обучиться работе с гримом.
Чему бы вы хотели научиться?
Честно говоря, ничему не научилась, потому что на ее мастер-классе я увидела довольно обычную технику клиентского макияжа. Я сейчас в принципе не особо вдохновляюсь работами визажистов. Вот когда я была новичком и только-только окунулась в мир макияжа, я смотрела очень много работ и российских, и зарубежных визажистов, анализировала их, старалась повторить какие-то приемы. Но если мне представится возможность поучиться у мэтра бьюти-индустрии, почему бы и нет? Это всегда интересно.
Вы были на мастер-классе Вэл Гарланд. Чему вы, уже будучи профессионалом, у нее научились?
Ситуации, когда я в процессе нанесения макияжа понимала, что что-то идет не так и это нужно исправлять, не доходили до стадии курьезных. Все легко можно было подправить двухфазной жидкостью, мицелляркой, ватными палочками или консилером. Но есть макияж, за который мне до сих пор стыдно. Мы проводили фотодень, и на подготовку образа каждой участницы был заложен примерно час времени. Одна девушка опоздала минут на сорок, так что на креативный макияж, который был обещан в анонсе, осталось 15 минут. Это непросто, особенно если у девушки кожа с некоторыми особенностями и нестандартное лицо. У меня было очень мало времени, и основную его часть я потратила на проработку кожи. Когда пришла пора добавить креативный элемент, в моем распоряжении оставалось минуты две. Я поняла, что все, что я успеваю сделать — это нахреначить куда-нибудь блесток. И все было бы отлично, если б я не выбрала местом для нанесения целый лоб. На нем кожа тоже была довольно непростой, и я решила, что вместо плотного тона скрою несовершенства таким образом. В итоге у меня получился просто человек с золотым блестящим лбом. Этот блестящий лоб, на мой взгляд, не подходил ни к одному образу из составленных стилистом. Фотографии получились прикольными, но мне было невесело: я считала, что это плохая работа, что я все испортила, что это макияж, за который мне будет стыдно до конца своих дней. На удивление, кадры получились хорошими, самой девушке понравилось, но я эту работу так никуда и не выложила, потому что понимала, что это провал.
Вспомните курьезный случай из вашей практики, когда задуманный макияж лег не так, как планировалось или не подошел клиентке.
Когда-то для меня это был больной вопрос, потому что на протяжении долгого времени я не могла понять, что я делаю. Меня это очень сильно парило, я пыталась найти хоть какую-то ниточку, связывающую все мои работы. Мне казалось, что только имея узнаваемый стиль человек может быть интересен людям. Но потом я поняла, что это абсолютно не так. Наоборот, очень круто, что я делаю разные вещи. Что у меня нет никаких рамок, границ, что у людей нет конкретных ожиданий, и что я не скована этими ожиданиями при преподавании, при демонстрации образов. Мне кажется, что у меня нет своего стиля, хотя люди говорят, что он прослеживается: часто отмечают необычные графические формы и текстуры.
Как бы вы описали свой стиль?
Читайте также: