Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
«Случиться может что угодно»
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛИЗОЙ ФОГЕЛЬ
Салонные парикмахеры и те, что работают в модной индустрии, как будто бы существуют в разных эстетических мирах. На своих мастер-классах Лиза Фогель старается перекинуть мостик между ними и разбавить рутину мастеров передовыми творческими техниками. Мы поговорили с Лизой о тенденциях парикмахерского дела, о важности образования и об обратной стороне напряженного графика, в котором приходится работать профессионалам.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ДИЛЯРА ХАСАНОВА
как мастеру-стилисту приготовиться к любым ситуациям
Каждая из этих совершенно разных сфер по-своему уникальна и интересна, и в каждой есть свои подводные камни. Увидеть свою работу в телевизоре всегда приятно — я его практически не смотрю, но иногда у меня фоном включен Муз-ТВ, Fashion TV или ТНТ, где крутят клипы и телепередачи с участием моих причесок. Работа на телевидении сложна тем, что весь съемочный день, с утра до вечера, пропадаешь в павильонах. Если это какая-то музыкальная история, из своей жизни можно смело вычеркнуть сутки или двое, потому что чаще всего они снимаются на протяжении 24 часов — такова средняя рабочая смена. Ты всегда должна быть рядышком, потому что идет, например, какой-то концерт, и режиссер говорит: «Грим!», «Костюм!». И тут нужно быстро подбежать к ведущим, все поправить и убежать куда-нибудь обратно в уголок или, условно, под стол — до следующего перерыва.

Что касается работы с селебрити, по какой-то счастливой случайности спустя одну неделю после переезда в Москву мне довелось поработать с Ритой Дакотой. И понеслось: я работала с достаточно большим количеством известных моделей, артистов, актеров, блогеров, певиц. Все эти люди очень разные. Те, кто своим трудом, потом и кровью добились славы, максимально коммуникабельны, они очень приятные, тактичные, толерантные во всех отношениях. Есть и более капризные персонажи. С ними, конечно, сложнее работать, но я максимально дипломатичный человек, поэтому выкручиваюсь из любой ситуации.

С дизайнерами я очень люблю работать. На бэкстейдже царит просто сумасшедшая атмосфера: у тебя одна гримерка, сорок моделей, вокруг бегает не спавший, всю ночь дошивавший одежду дизайнер и кричит на всех — на моделей, на визажистов, на парикмахеров, на кого только можно и нельзя. Но даже в этом стрессе ты наслаждаешься процессом, ты творишь. Особенно если это какие-то более креативные работы, а не классические хвосты и пучки — хотя и они очень круто смотрятся на подиуме в свете софитов. Вот сейчас я работала на Mercedes Benz. Каких только причесок там не было! Классно, когда тебе говорят: «Вот, Лиза, моя коллекция, придумай, пожалуйста, под нее прически». Тогда ты сидишь, думаешь, изучаешь источники вдохновения дизайнера, историю, которую рассказывает коллекция. И эту историю ты дополняешь прическами.
Вы работаете и на телевидении, и с селебрити, и с дизайнерами — расскажите о специфике разных типов клиентов. В чем существенные отличия?
Я всегда иду от обратного: смотрю как можно больше причесок не чтобы повторить, а чтобы привнося своё видение сделать что-то интересное. Колесо давно придумано — в наших силах дать ему новые интерпретации.
На эту съемку меня позвала моя хорошая подруга, известная визажистка Мэри Дав. С остальной командой — фотографом, ассистентом фотографа, моделью и стилистом — я работала впервые. Фотографировала Татьяна Никишина. Я давно хотела с ней поработать, но не предоставлялось возможности: в фэшн-индустрии сейчас, особенно осенью, все очень загружены. О съемке договорились совершенно случайно: мы решили собраться и сделать что-то красивое. Идея и референсы исходили от Тани. В референсах одним из акцентов были волосы, так что я не задумываясь согласилась принять участие. А потом мне показали модель: волосы были довольно тонкие и не слишком уж густые, поэтому итоговых объемов мы достигли при помощи натуральных накладных прядей, ну, и магии (смеется).

Съемочный процесс был действительно творческим: хоть у нас и был референс, приходилось ориентироваться на образ модели и на одежду, которую принес стилист. Зачастую даже курьезные ситуации, возникающие по причине неподготовленности и недосмотренности, рождают интересные, креативные кадры. После того как съемка была готова, ее отправили в несколько журналов, и одним из тех, кто ее принял, был Lucy's.
Расскажите, как создавалась съемка, опубликованная в журнале Lucy's.
У меня есть базовый, так скажем, максимум, который я всегда возьму с собой: опыт съемок в коммерческих историях научил меня тому, что случиться может все что угодно. Настроение у фотографа, дизайнера или заказчика может кардинально поменяться, и я должна быть к этому готова. Поэтому мне приходится ездить с очень большим чемоданом, и таксисты часто спрашивают: «Вам в аэропорт? На вокзал?». А в случае творческих съемок мне вообще кажется, что я везу на съемочную площадку весь свой дом! По крайней мере, пакета три-четыре к моему базовому чемодану точно прибавляются, потому что это, сто процентов, будут волосы, постижи, какие-то металлические предметы, фурнитура и всякая интересная мелочь, купленная в «Леонардо».
Насколько различается содержимое вашего кейса в случае коммерческих и творческих съемок?
Читайте наше интервью с визажисткой Мэри Дав здесь.
У меня с собой всегда много плоек. Но самая универсальная — бренда Harizma. Она очень длинная, двадцать пятого диаметра. С ее помощью я могу сделать и пляжные волны, и голливудские волны, и очень крупные волны, и небрежные укладки. Если нужно будет что-то вытянуть, я пожертвую утюжком и возьму фен с брашингами. Так что чаще всего у меня с собой фен, какая-нибудь сферическая плойка и классическая комбинированная расческа. Из стайлингов мне достаточно лака. Иногда может понадобиться морская соль или сухой шампунь — зависит от референсов.
Какой универсальный набор средств и инструментов позволит вам сделать практическую любую прическу?
На самом деле, я занимаюсь парикмахерским искусством с 15 лет. Сначала это были и прически, и макияж. Потом я ушла именно в стрижки, окрашивание. Творческие съемки всегда были неотъемлемой частью моей жизни. В 16 я пошла в кружок для подростков «Фике», где мы делали креативные макияжи и необычные прически. Уже тогда я приняла участие в конкурсе по парикмахерскому искусству и даже заняла какое-то там третье место. Когда я получала свое первое парикмахерское образование — модельер-художник по парикмахерскому и визажному искусству — мои курсовые и дипломные работы тоже были не коммерческими, а авангардными. Я вдохновлялась костюмами и показами моего любимого Александра Маккуина.
Расскажите, как вы начали делать креативные укладки и участвовать в творческих съемках? Устали от коммерции?
На мой взгляд, вершина мастерства в профессии парикмахера и стилиста — владение техникой создания холодных волн. Классических холодных волн из 20-х годов прошлого века. Этой технике сейчас практически не учат или учат в редких образовательных учреждениях. У меня просто хорошая база. Я участвовала в конкурсе по парикмахерскому искусству в Питере, где в рамках подготовки к конкурсу десятки, сотни раз учат делать эти холодные волны.
Какая техника или укладка сейчас считается вершиной мастерства в профессии стилиста?
Проверенная техника от Лизы Фогель
В России очень сильная школа. Это правда, что многие боятся наших парикмахеров на различных международных конкурсах и чемпионатах. У нас много талантливых, техничных стилистов и парикмахеров, которыми я вдохновляюсь. Один из них — мой хороший друг Алексей Ярославцев. Что касается зарубежных мастеров, мне, в основном, близка эстетика Лондона — это такой модный стрит-стайл. Мне нравятся финалисты британских конкурсов British Hairdressing Awards.
Кто из российских и зарубежных стилистов кажется вам профессионалом своего дела?
Для меня чуждо то, что не отражает мой внутренний мир. До переезда в Москву я была человеком, выросшим на конкурсных работах — классических и очень техничных. Все, что происходит на OMC, «Невских берегах», «Русском силуэте» — это технично вычесанные волны и гладкие валики, все блестит и сверкает, вокруг отточенные свадебные плетения. Говорю, и даже самой смешно. До определенного момента моя стилистика была такой. Очень чистой, красивой, аккуратной. Я тогда вдохновлялась работами Георгия Кота, Фарруха Шамуратова, Патрика Кэмерона. Но с переездом мои взгляды поменялись. Я стала больше погружаться в моду, начала получать второе парикмахерское образование. И когда я в 2013 году первый раз полетела за границу на кое-какое шоу и мастер-класс, во мне что-то перевернулось. Моя эстетика кардинально поменялась. Сегодня я ни за что не буду повторять свои старые работы, делать то, что вышло из моды и смотрится неуместно.
Какая эстетика вам чужда? Чего вы никогда не сделаете?
Прочитать интервью с Алексеем Ярославцевым можно здесь.
Сейчас для меня важно, чтобы дизайн волос, который я создаю, был нетривиальным, необычным, креативным и в какой-то степени даже немножечко странным.
Это случилось полгода назад. Я только вернулась с мастер-классов, и из-за постоянных перелетов и смены часовых поясов была очень уставшей. Но моей клиентке, звезде, с которой я уже работала, предстояли важные съемки, дебютный клип, и мы встретились накануне, сразу после моего возвращения. Из-за усталости я допустила ошибку в окрашивании и сожгла ей все волосы.
Героиня одного нашего интервью, колористка, рассказала, как однажды не сделала тестовую прядь перед окрашиванием и лишила клиентку половины волос. Вспомните случай из вашей карьеры, который может послужить уроком другим.
За этим последовала череда сложных выяснений отношений. Я признала свою ошибку, старалась максимально загладить свою вину, говорила, что смогу сделать все возможное, чтобы как-то решить эту проблему. Я потратила очень много своих денег и нервов. Я очень переживала за эту девушку и хотела, чтоб все сложилось хорошо. В итоге пришлось сделать ей короткую стрижку.

Я не думала, что ситуация получит большую огласку. Но продюсер звезды пришел в бренд, в котором я тогда работала, и рассказал о случившемся, потребовал моего увольнения. Так я лишилась своей профессиональной семьи. За три года Revlon дал мне очень много — это один из брендов, ради которого я переехала в Москву и благодаря которому я росла как личность, участвуя в шоу и мастер-классах. Благодаря этому бренду я очень много путешествовала со своими авторскими работами. Это было прекрасное время! Но из-за усталости и буквально одной ошибки я всего этого лишилась. На полгода мне пришлось отменить все съемки.
Как разрешилась ситуация?
Любимые средства Лизы Фогель
Да, очень часто уже на съемке заказчик решает, что прямые волосы хорошо бы закрутить. И ладно, если так. А то бывает, скажут: «Хочу какое-нибудь безумное афро!». И ты крутишь, и если у модели длинные волосы, тратишь на это два с половиной часа. А потом может подойти кто-то другой, дизайнер или фотограф, и сказать, что это для картинки не подходит, срочно выпрямляйте.

У меня тоже был случай, когда волосы уже были в геле, но кто-то вдруг вспомнил: «Простите, мы забыли снять еще один образ из лукбука, где у девочки должны быть объемные роскошные локоны». К счастью, в фотостудии был туалет. Сначала мы жидким мылом вымывали мокрый глянцевый эффект, который создали на волосах, а потом феном и всевозможными примочками создавали объем. После этого случая я всегда стала брать с собой на съемки шампунь с бальзамом.
Профессионалам часто приходится нарушать какие-то базовые правила ради достижения результата: тот же Алексей Ярославцев рассказывал, как ему в срочном порядке нужно было вымывать из волос гель сухим шампунем, наносить соль и выпрямлять все это утюжком — заказчику захотелось кардинально сменить прическу модели для финального кадра, а на площадке не было воды. Происходило ли подобное с вами?
В моем случае, когда ты парикмахер, ты еще и швея-портниха, потому что для каких-то конкурсов и иногда даже для съемок мне приходилось что-нибудь шить. Сейчас, к счастью — уже нет, потому что есть стилисты, которые одевают модель. Пригодятся и навыки сварщика, например. Сейчас я подобного не делаю, но еще когда я жила в Омске, мы с дедушкой при помощи паяльной лампы плавили алюминиевые проволоки, чтоб сделать мне каркасы для авангардных подиумных причесок. Могут также понадобиться навыки маляра: бывает, мы баллончиками красим волосы, одежду и аксессуары перед тем как выпустить модель на подиум.
Знания каких областей необходимы парикмахерам-стилистам? Нужно ли отменно разбираться, например, в колорировании?
Аудиоцитата
Да, для меня этот вопрос, конечно, больной. Я провожу мастер-классы в разных городах России, и даже обучая коммерческим укладкам и прическам, добавляю нотки фэшна. Не все парикмахеры, которые работают в салонах, понимают эту эстетику. К сожалению, однажды отучившись на парикмахера, они думают, что все последующие десять, двадцать, сорок лет можно спокойно делать те же прически, что они делали в своей юности. К счастью, инстаграм и другие медиа позволяют постоянно получать новую информацию, образовываться и по-другому смотреть на мир. Но года, наверное, три-четыре назад действительно можно было говорить о параллельно существующих реальностях.
Кажется, что мастера, работающие только в салонах, и стилисты, работающие в творческих проектах, эстетически существуют в параллельных реальностях. Это так?
Сухой шампунь. Он, конечно, давно появился, но использовался по-другому. Сегодня линейки стайлингов представлены косметическими брендами очень широко, и этому нельзя не радоваться: инструментарий парикмахеров-стилистов растет и дает им больше возможностей. Появились сухие шампуни, морская соль, спреи для прикорневого объема. Когда я заканчивала колледж, использовались только лаки и муссы, а они не всегда давали нужный результат. Появились качественные уходовые средства — популярная сейчас система восстановления волос Olaplex действительно эффективна.
Какие средства, появившиеся за последние годы, действительно повлияли на техники создания прически, а не просто пустили маркетинговую пыль в глаза?
Зависит от структуры волос, особенностей кожи головы и пожеланий клиентки. Если речь идет об ухоженных, красивых волнах, а у девушки пористые волосы, то при мытье головы я нанесу маску и увлажняющий кондиционер. Перед сушкой я буду использовать термозащитные кремы, которые разглаживают кутикулярный слой волос и делают их мягче. Мне хочется подчеркнуть красоту и блеск, сделать так, чтобы волосы отражали свет. А если, например, приходит девушка с азиатскими тяжелыми черными волосами, а хочет она объема, то здесь я уже не буду использовать увлажняющие ухаживающие средства, а промою голову на два раза шампунем глубокой очистки. Максимум — пройдусь по кончикам очень легким кондиционером. Но иногда даже этого не делаю, чтобы структура волос была более податлива, лучше держала завиток и объем.
Какой уход за волосами включает ваш обычный процесс создания прически?
Никогда об этом не задумывалась, кстати. Мне повезло работать с продвинутыми клиентками, которые следят за модой и новыми веяниями. Но если подумать, от классических локонов я прям очень устала, от свадебных причесок с ребрами. Хорошо, что невесты все больше ориентируются на европейскую моду: уже нет этих башен, невероятнейших начесов и вот этих вот рельефчиков, ажурчиков, цветочков. Не знаю, кому это может нравиться. Я за естественность и изюминку в виде интересного рисунка и движения в волосах.
Какие приемы в создании прически стали клише? Есть ли приемы, от которых вы устали?
Я сталкивалась с разными ситуациями. Где-то говорят: «Блин, круто, классно, это то, чего нам не хватало! Мы уже немного устали от постоянно повторяющихся запросов на так называемые классические укладки, так что будем рассказывать об этих техниках своим клиенткам». Каждый свой мастер-класс я начинаю со слов о том, что мы, парикмахеры и стилисты, выступаем для клиенток проводниками в мир моды. Кто, как ни мы, покажет им что-то новое и тут же поможет примерить на себя?
Насколько мастера, которым вы преподаете, открыты небрежному текстурированию, «ветру в волосах» и другим техникам, классным и современным, но понятным далеко не всем?
В каком-нибудь провинциальном городе как крутили давным-давно эти спирали, так и будут крутить, если мастера не захотят учиться актуальным стрижкам. Но большинство мастеров, которым, как правило, еще нет 35, открыты новым знаниям. Как преподавателя меня это радует.
Бывает и по-другому. Не так давно я давала мастер-класс в Турции, на котором разбирала пляжные текстуры, дреды, мокрые эффекты. Там был глиттер, какие-то цветные волосы — в общем, что-то интересное и нестандартное. И под конец мастер-класса женщина, сидевшая в первом ряду, манерно так сказала: «А я думала, вы покажете нам свадебные прически, такие объемные, коктейльные, с узорами — чтоб я могла на вечер собрать кого-то». Я чуть не выпала тогда на сцене.
Современный мир соцсетей, инстаграм в частности, загоняет нас в рамки определенного идеала красоты. Я особенно это почувствовала, когда ко мне стали приходить с одинаковыми фотографиями блогеров и селеб и просить повторить их прически. Я считаю, что слепая вера в кумира ограничивает свободу выбора. Вот есть, например, какая-нибудь девушка-художница, она хочет ходить с пучком на голове или небрежными косами. А у всех этих glamour girls волосы обязательно прямые, или как раз с голливудской волной, которая ассоциируется с сексуальностью. И многие пытаются себя под этот идеал подстроить. Мне очень нравится естественная текстура кудрявых волос, но многие девушки под натиском популярного образа им противится: «Ой, нет, сейчас так никто не ходит, мне нужны прямые волосы, максимум — легкая волна». Я за свободу во всех ее проявлениях. Хочется тебе ходить с цветными волосами — да ходи, пожалуйста. Это ж круто, это твое самовыражение.

Поэтому мне бы, конечно, хотелось призвать девушек быть настоящими и формировать свой образ в соответствии с внутренним миром. Освободиться от воздействия идеальных картинок. Со своими изюминками вы можете оказаться куда ярче, чем любой инстаграм-идол нашего времени.
Многие девушки до сих пор стремятся соответствовать какому-то инстаграм-стандарту о красивом — пускай это и фейстюн, за которым стоит целая команда. В силах влиятельных специалистов индустрии транслировать свое представление о том, как должна выглядеть женщина. Какое представление о том, как должна выглядеть женщина, хотелось бы транслировать вам?
Читайте также: