Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Профессионализм vs. Творчество:
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ АСЕЙ БОНДАРЕВОЙ
как мастеру маникюра сохранить свой стиль?
Ася Бондарева живет и работает во Львове. Два года назад вместе с тату-мастером Мартой Бочаровой они основали студию Frgmnt — место, отвечающее их профессиональным и эстетическим вкусам. Мы узнали, как развивается студия, насколько воспроизводим творческий дизайн и как на-все-руки-мастеру транслировать свой уникальный стиль.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: САША БАРАНОВСКАЯ
Профессиона-
лизм vs
Творчество:
Как это бывает у любых мастеров, я работала в студиях и частично на дому. Клиентов было достаточно, чтобы заполнить все свое свободное время. К тому же, мне было интересно работать среди совсем новых и чужих мне людей — это вырабатывает такие практические навыки, как стрессоустойчивость. Но хозяйке студии — не могу назвать ее управляющей — недоставало знаний и опыта в этой сфере, и потому мои представления об идеальной студии отличались от того, что я видела: это касается и компетенций команды, и состояния помещения. Меня постоянно посещали эти мысли, и в итоге я ушла. Сначала арендовала себе рабочее место. Мне кажется, работать на дому — это большая ошибка мастеров: какой бы слабой вы в начале карьеры ни были, постарайтесь работать хотя бы на студию, на любую, чтоб дом все-таки оставался домом, куда можно прийти и отдохнуть. Потом я решила, что нужно делать что-то большее, и как раз тогда состоялась моя судьбоносная встреча с совладелицей студии, тату-мастером Мартой. Мы обе работали в сфере обслуживания, у нас были одинаковые проблемы. Я говорила, что хотела бы, чтоб работа с клиентами была не конвейером, а чем-то индивидуальным, чтобы приходящие люди чувствовали, что о них заботятся. Обсудив наши предпочтения, мы решили открыть свою студию.
Как появилось решение открыть свою студию?
Честно говоря, мы с Мартой только сейчас начинаем думать о нашей Frgmnt studio как о серьезном бизнесе. До настоящего момента наши инвестиции были очень плавающими и держались на каких-то воодушевлениях: «О, давай, тратим туда, сюда, вкладываем в то, в это». Сейчас мы понимаем, что это двухгодичное увлечение уже должно перерасти в нечто большее — об этом свидетельствует постоянно увеличивающееся число подписчиков в инстаграме.

Наверное, такие же вдохновленные начинающие должны быть готовы к тому, что помимо них в студии должен будет работать кто-то еще, т.е. им, во-первых, нужно будет нанимать людей, а во-вторых, четко понимать, что за люди это будут. Если у вас есть представление, каких клиентов вы хотите обслуживать, то и коллеги должны быть очень близки вам по духу. В какой-то момент ты уже не сможешь заниматься всем, и для качественного выполнения услуг часть работы нужно будет отдать другому человеку. Дело не в том, что придется делиться деньгами, а в том, что ты сбросишь с себя все оковы и напряги, что вести бухгалтерию и общаться с клиентами будут другие люди.
Какой совет вы бы дали тем, кто только собирается открыть студию? К чему нужно быть готовыми?
Я бы советовала мастерам с самого начала с вниманием относиться к своему здоровью, следить за тем, чтобы люди не садились, так сказать, на голову. Для этого, по-видимому, нужно читать книги и ходить на тренинги не только по техникам маникюра, но и по психологии. Это очень важно.
А в чем проблема?
В поиске тех, кто полностью разделяет ваши принципы, приоритеты в работе. Наверное, нужно уметь максимально хладнокровно к этому относиться, и, возможно, как раз этого навыка мне сейчас не хватает, чтобы превратить студию в более жесткий бизнес. Пока так не получается, и мне очень тяжело, потому что когда это твое детище, ты вкладываешь туда все, и случается много конфликтов с разными мастерами и коллегами, которые иначе смотрят на работу.
Сколько человек у вас сейчас работает?
Четверо, включая нас с Мартой. С ней работает девушка, тату-мастер, плюс есть еще одна мастер по маникюру. У нас в городе большая проблема с наймом людей на работу. Думаю, с этим сталкиваются не только мастера маникюра.
А переход к бизнесу вызван тем, что увеличился спрос и нужно привлекать новых мастеров, да?
Да. Когда делаешь классно, нужно быть готовой к тому, что поток людей со временем будет только увеличиваться. А каждый новый человек для тебя — это совсем другая планета. Клиент приходит, сваливает на тебя все проблемы, а ты сидишь, такой перепуганный кролик, и не знаешь, что с этим делать. И с каждым новым человеком энергии остается все меньше. Ты приходишь домой и не можешь разговаривать.
Знанием из каких сфер полезно обзавестись маникюристке или владелице студии?
Очень полезны узкопрофильные штуки типа колористики. Сама я не проходила такие курсы, в художественной школе передо мной закрыли дверь и сказали: «Ты слишком старая, иди отсюда». Так что цвета я смешиваю интуитивно, а вдохновляюсь какими-то картинками. Также есть много бизнес-тренингов, которые учат всему, вплоть до ораторского искусства — это тоже очень круто. Можно столькому научиться по мелочи, все зависит от того, что ты хочешь изначально. Мне в понимании этого помогла книжка Zag, рассказывающая о фирме Apple. Читая ее и глядя на простой пример, ты начинаешь спрашивать себя «Какая у меня цель?», «Для кого я это делаю?», «Какие люди захотят прийти в мою студию?», «Какого человека заинтересует это мое фото в инстаграме?» — вплоть до таких вопросов. И ты начинаешь не просто фотки постить абы как, а с такими дизайнами, за которыми хочешь, чтоб к тебе приходили.
Хотя книга «Zag: Манифест другого маркетинга» была написана в 2007 году, на русский язык ее перевели лишь в 2017 в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Ее автор, Мартин Ньюмейер, имеет большой опыт в брендинге: в разное время он работал с Microsoft, Adobe, Apple, HP, Facebook и другими компаниями.
Все дизайны, выложенные в профиле вашей студии, выполнены в одном стиле: там не найти чего-то вычурного, страз, кричащего декора. Вы просто это не выкладываете?
Я часто не выкладываю такое, но я искренне восторгаюсь мировыми мастерами, которые офигенно делают эти стразы. Если моя клиентка скажет: «Хочу такое» — я сделаю, потому что я люблю своих клиенток. Что бы они ни попросили, если они говорят: «Я выйду от тебя самая счастливая», для меня не будет проблемой этому поспособствовать.
Мне кажется, если ты хочешь придерживаться какого-то стиля, нужно как можно больше сохранять себе любимых тобою работ. Тогда клиент будет знать твой стиль и относиться к тебе с максимальным доверием. До сих пор для меня самый большой комплимент в карьере такой: «Делай, что хочешь, я тебе доверяю».
Как часто бывает такое, что клиентка просит сделать что-то в чуждой вам технике?
Такое бывает. Тогда я стараюсь проконсультироваться с подругой, которая как раз фанатеет от всего, от чего я не очень. Но иногда я сразу отказываюсь что-то делать, потому что боюсь не оправдать ожидания клиентки. Бывает, мне показывают, как сделали «мрамор» в другом салоне, а я вижу, что это совершенно не то. Я такого не понимаю — нужно либо доводить технику до идеала, либо не браться за нее вообще.
Проверенная техника от Аси Бондаревой
1
Нанесите базу под гель-лак, просушите. Покройте ноготь гель-лаком такого же оттенка, как для френча (в моем случае – Gloss 128).
2
Капните на палитру несколько капель красного, оранжевого, белого и голубого гель-лака. На непросушенный слой гель-лака Gloss 128 растушуйте от свободного края ногтя к кутикуле несколько цветов, слегка смешивая их круговыми движениями. По очереди просушите ногти в лампе.
3
Отпечатайте на каждый ноготь небольшие кусочки фольги. Места, где отпечаталась фольга, покройте топом. Просушите ногти.
4
Снимите липкий слой и сделайте стемпинг. Покройте ногти матовым топом.
Что популярно среди клиенток?
Абстракция и однотонное покрытие. Наверное, это связано с перенасыщением. Отсюда и абстракция, какие-то акварельные мазки: клиентку прям прет, а со стороны мало кто понимает. Даже мастера, бывает, говорят, что это какие-то недоделанные маникюры, кто-то оставляет негативные комментарии.
Они относятся к этому как к проявлению непрофессионализма?
Да, да. У нас на фоне этого со многими мастерами возникают такие переписки. Я всегда стараюсь защитить своих мастеров: «Мы же не заходим на вашу страничку и не высказываем свое мнение по поводу страз или чего-то еще». А вот самое полюбовное общение у меня с питерскими мастерами.
В чем отличие мастеров из разных городов и стран?
Когда ко мне на мастер-классы приходят мастера, они говорят: «Это так круто, что ты поддерживаешь других мастеров, репостишь их работы, открыта к общению». Мне кажется, что на самом деле это зависит от ментальности, что ли, человека, от воспитания. У меня в городе очень много завистливых людей, которые скорее удавятся, чем пойдут к тебе за советом. Зато у меня прекрасные отношения с Одессой, Киевом, Питером, Москвой. Приятно, когда отовсюду пишут.
Если клиентка просит сделать тот маникюр, который увидела в инстаграме, его может сделать любой мастер? Или он закрепляется за той, кто сделала его первым?
Все зависит от техники, мне кажется. Многие из техник, в которых я работаю, я сама и придумала. Я их очень легко и быстро могу повторить. Когда я показываю их на мастер-классах, у других мастеров они выглядят совсем по-другому. «Мраморы» и что-то типа того я тоже делаю по-своему, с помощью определенных компонентов в гель-лаках. А что касается техники стемпинга, то ее может повторить каждая.
Расскажите о собственных техниках и хитростях, к которым вы прибегаете.
Наверное, это акварель, выполненная гель-лаками. Техника родилась спонтанно, и сейчас я ее использую как подтон, подложку под дизайн. Соединяю очень много цветов и покрываю ногтевую пластину так, чтоб к кутикуле она становилась прозрачнее. Клиенткам нравится, что, когда у них что-то отрастает, этого не видно. Очень практично.
Какой уход вы советуете, чтобы сохранить маникюр?
Всегда пользоваться перчатками. Я рассказываю клиенткам, что гель-лак не любит парникового эффекта, часто время в перчаточках проводить нельзя, но и мыть химией полы и посуду без них вредно. Клиентки часто пытаются обманывать, что они ими пользовались, да и вообще ничего не мыли, но мастер все увидит по рукам: в середине ногтя идут очень большие отслойки. Я очень много сторис на эту тему хотела записать. Мы, как мастера, делаем все, чтоб маникюр был максимально стерилен, подготавливаем ногтевую пластину, запечатываем ее. А люди не соблюдают правил и относятся к ногтям так, будто они покрыты бетоном. Воздушные ямки и проплешины, которые образуются из-за использования химии без руковиц, являются благоприятной средой для образования грибка — пусть это пугает, но мне будет легче и спокойнее от того, что я предупредила. Я буквально сегодня снимала гель-лак клиентке, у которой просто на полногтя огромные отслойки идут. К этому можно было спокойно и молча отнестись, но я сказала, что это ненормально, что тут мог развиться грибок и пришлось бы лечиться. Также некоторые пользуются своим домашним инструментом. Им я тоже объясняю, что если инструмент лежит дома, это не значит, что он суперстерилен и продезинфицирован.
Как влияет популяризация какого-то средства на запросы клиенток?
Как только бренд проплачивает рекламу, все начинают о нем говорить. Есть один очень известный бренд, да, у них классные цвета, но я знаю, что многие мастера базу этих гель-лаков уже не используют. А клиентку я могу спросить: «Вы с этим гель-лаком ходили?». «Ходила». «А когда заходили с холодного в теплое помещение, он начинал вздуваться и отслаиваться?». «Ну да, верно, было такое». «И после этого вы хотите мне сказать, что он классный?». А просто из-за того, что этим брендом проплачено много рекламы в инстаграме, салоны начинают его закупать. А качество — не в проплаченной рекламе.
Любимые средства Аси Бондаревой
Клиентки стали более образованными благодаря тому, что мастера и студии рассказывают о внутренней кухне в социальных медиа?
Конечно, бывают клиентки, которые шарят. Кто-то может принести с собой декор, наклейки, которые сами нашли. А бывают такие, которые на вопрос мастера: «А как в том салоне, тебе кладут крафт-пакет, все одноразовое, место готовят, да?» — на нее смотрят и говорят: «Какой крафт-пакет?». И я понимаю, что хоть мастера и стали больше рассказывать про стерилизацию инструментов, про подготовку места, все равно будут люди, далекие от этого. Еще пахать и пахать, рассказывать и рассказывать.
Вы узнаете у клиентки, есть ли у нее аллергия, перед оказанием услуги?
Все средства, которые я использую, даже для дезинфекции рук, суперлайтовые. Если есть аллергия, это сразу видно, особенно сейчас, когда на улице резкие перепады температуры — есть шелушение, еще что-то. И снимаю я лак не жидкостью, а фрезерным аппаратом. Мастерам следует по минимуму прикасаться к коже рук специальными средствами.
Насколько маникюр зависит от специфики ногтей клиентки? Есть ли что-то, что строго противопоказано при определенном состоянии ногтевой пластины?
Сейчас каждый мастер просто выбирает для себя технику, в которой удобно работать. Есть мастера, которые делают только аппаратный маникюр, и они будут делать его всем подряд, но при этом идеально, не повредив ногтевую пластину. Но от строения ногтевой пластины выбор техники действительно зависит, просто не каждый мастер может предложить выбор. У меня, например, кутикула влажная, и если делать аппаратную чистку, то аппарат просто забьется. Если ты владеешь разными техниками, то можешь идеально предоставлять весь спектр услуг — и обрезной, и аппаратный, и комбинированный маникюр.
Я как раз наткнулась на такую дискуссию в группе «Злой мастер маникюра», готовясь к интервью. Какие еще дебаты существуют в среде мастеров?
Банально, но самые задаваемые вопросы в нашей сфере — это кто каким инструментом работает, какую базу и закрепитель используют. От этого зависит носибельность маникюра, чистота, прозрачность и блеск. А, ну и, конечно, вопрос белого и черного лака. Хоть фирмы сейчас и делают спектр этого белого цвета от слоновой кости и до сине-белого, мало какой из них имеет пигментированный цвет, который был бы прям белым-белым и ложился бы без проплешин. То же самое с черным. Какие это на самом деле цвета — узнаешь на практике.
Обычно в салонах столики для маникюра стоят близко друг к другу. Мастера могут наблюдать за работой друг за друга, вмешиваться и отпускать комментарии. Чувствовали ли вы когда-нибудь надзор за собой? Как это влияло на работу?
Да, это нарушает личное пространство. В студии, где я работала, у нас было два столика и они стояли отдельно. Конечно, прикольно, что я могла с другим мастером о чем-то обмолвиться, или наши клиенты могли начать общаться, и мы тоже включались в разговор. Но мы с клиенткой должны иметь свое личное пространство, чтоб она могла рассказать мне то, о чем не хочет, чтоб слышали другие. Я как-то ушла из одного салона прямо перед тем, как они поставили вот этот длинный конвейерный стол, где все просто сидят и пилят. Я бы никогда не допустила, чтоб моих клиентов слушали другие клиенты. Это ужасно. Тем более в салоне маленького города, где все друг друга так или иначе знают. Люди бывают слишком острые на язык, они могут что-то сказать, назвав фамилию, имя, и это некрасиво. Я считаю, что для мастеров это даже непрофессионально.
Что еще входит в свод правил этики? Как им научиться?
Наверное, стоит читать книги про сферу обслуживания. Раньше я читала журналы «Ногтевая эстетика» и «Ногтевой сервис». Мне как раз были интересны интервью с очень известными мастерами из России, в которых они делились, какие темы нельзя затрагивать в разговоре с клиентами.
Аудиоцитата
Клиенты не должны видеть, что вам во время работы с ними поступают звонки. Нужно относиться к ним так, как бы вы хотели, чтоб относились к вам. Нужно быть предельно внимательным к человеку. Бывает так, что клиентка попадает в салон впервые. Ее может напугать то, что мастер делает аппаратную чистку. Она и так никогда в жизни этого не делала, а тут перед ней жужжащая машинка, как у стоматолога, и она не знает, что сейчас будет с ее руками. Нужно успокоить: «Мы сейчас попробуем, и вы скажете, хорошо вам или нет, жестко или нет. Если будет больно, мы придумаем, как сделать приятно и классно».
Если клиентка просит маникюр, как на картинке, а у нее для этого ногти короткие — как вы ей об этом скажете?
Я сразу честно говорю, что есть дизайны, которые можно выполнить и на коротких, и на длинных ногтях. Бывает, она сомневается: «Наверное, на красивых длинных ногтях это классно, а на моих коротких — нет». Тогда ты объясняешь, что этот дизайн, наоборот, подойдет любой длине: это абстракция, она на прозрачном фоне. Может, на ваших даже круче будет смотреться. Ты должна максимально спокойно и уверенно сказать человеку, что все будет классно. Но если ко мне приходят за дизайном, который четко подчеркивает форму в виде семечки или овала, я говорю: «Ты ж сама понимаешь, что тут овальная форма, и оно так классно смотрится только из-за этого». Человек соглашается и говорит: «Ну, да, ладно, давай отращивать».
Мастер может отказать клиентке в оказании услуги, если с ее ногтями что-то не так. Доводилось ли вам отказывать?
Да, считается, что ты вправе отказать, если что-то не так. Как правило, ногти портятся из-за того, что клиентка самостоятельно сдирает лак. Записываясь к мастеру, она говорит, что гель-лак чуть-чуть отошел, а на самом деле у нее ногтевая пластина стерта до таких красных вмятин! Я сняла для клиенток ряд сторис, где сказала, что так делать нельзя, и для меня это важно. Я покрываю эти супертоненькие, как бумажка, ногти, гель-лаком, девушка ходят с ним неделю, но они облазят. Потом приходит, говорит, что это я сделала плохо, а на самом деле это все из-за того, что она когда-то посдирала. Такие ногти априори не будут здоровыми, гель-лак на таких не держится. Если сейчас ко мне придет клиентка со стертыми ногтями, я скажу, что не буду ей ничего покрывать.
Как клиентке быть в этом случае? Ждать, пока отрастет?
Нет, сейчас есть IBX-система, которая пропитывает ногтевую пластину и восстанавливает ее. Можно использовать даже под гель-лак.
С какими клиентами приходится труднее всего?
С опаздывающими, но теперь я стала гораздо жестче относиться к опозданиям. Клиентка может, вбегая в студию, сказать: «Через час я должна от тебя выйти, у меня массаж». А зачем тогда надо было ко мне записываться? Зачем в такое время ставить массаж? Однажды я клиентке умудрилась сказать, что, поскольку она опоздала на полчаса, я не знаю, успеем ли мы сделать дизайн — так она начала перегибать палку и переходить на личности. А в следующий раз еще и высказала мне за то, что я тогда не закрыла глаза на ее опоздание. Это было не очень красиво. После того, как я поделилась этим с домашними, они сказали, что это хороший повод при следующем ее опоздании сказать, что ты отменяешь процедуру.
Мне кажется, если ты хочешь придерживаться какого-то стиля, нужно как можно больше сохранять себе любимых тобою работ. Тогда клиент будет знать твой стиль и относиться к тебе с максимальным доверием. До сих пор для меня самый большой комплимент в карьере такой: «Делай, что хочешь, я тебе доверяю».
Расскажи, откуда берутся идеи для дизайна.
Иногда я себя повторяю, но как правило, это происходит спонтанно. Клиентка приходит и говорит, что сегодня хочет горчичный цвет. А я как раз хочу сделать что-то горчичное, взяв за основу увиденный ранее принт на ткани или просто какую-то картинку. Клиентка может сказать: «Делай, что хочешь», и тогда я подбираю дизайн под ее повседневный стиль, одежду. Мы даже не говорим о цветах — это само как-то работает, и в таких случаях мне сложно объяснить, откуда взялся дизайн.
Тем не менее, в работах прослеживается стиль, и из десяти дизайнов можно узнать твой.
Я бы не сказала. Но, может, из-за того, что я пощу не только собственные работы, но и другие картинки, откуда-нибудь с пинтереста, люди начинают ассоциировать меня с абстракциями, и это прикольно.
Как бы вы описали свой стиль?
Что-то минималистичное, практичное, с не сразу заметными деталями, которые делают маникюр особенным. Я люблю, когда клиентка начинает рассматривать ногти, ведь каждый из них разный. И у клиентки, и у меня всегда есть любимый ноготь — как правило тот, что получился классным спонтанно.
Читайте также: