Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Простота и сложность нейл-дизайна
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ АННОЙ ШУСТИКОВОЙ
об образовании в сфере дизайна ногтей и рождении авторской техники
Занимаясь патентованием авторской техники air flowers, Анна Шустикова не только изучила юридический аспект ногтевого дизайна, но и досконально разобралась в химической составляющей материалов, с которыми работают мастера. Анна поделилась с нами своими находками и рассказала о судьбе техники, которую уже успели скопировать.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ДИЛЯРА ХАСАНОВА
Он начался около четырех с половиной лет назад, когда мастера стали активно продвигать свои услуги через инстаграм — вконтакте, который все использовали до этого, почему-то так не сработал. Мастера начали преподавать, потому что на то появился спрос среди подписчиков: у меня, например, стали просить курсы по рисованию гель-лаками.

Когда я только начинала, 10 лет назад, курсы по маникюру длились по полтора месяца минимум. Это потом появились базовые курсы по три дня, позже — и вовсе по одному, а курсов длиной в месяц-полтора сейчас уже просто нет. Начав вести свои курсы, я отдавалась делу на сто процентов, но мне было неясно, почему кто-то не может меня правильно понять. Я тогда не разбиралась в тонкостях психологии, но вскоре начала посещать различные тренинги — по психологии общения, по ораторскому мастерству — и это очень облегчило процесс преподавания. Сейчас я могу подобрать ключ к любой ученице.

Года три назад стало набирать популярность обучение инструкторов, начался прямо-таки бум инструкторства. А два года назад, с появлением перископа, масштабно развиваться начали онлайн-курсы — настолько, что даже если вы со слушателями находитесь в одном городе, они предпочтут посмотреть курс онлайн. И это даже не прямые трансляции — мастера записывают видеоуроки и их продают. Такая конкуренция между онлайн-курсами и «живыми» в некотором смысле стимулирует, ведь чтобы оставаться востребованной, нужно постоянно совершенствоваться, придумывать новые фишки, дизайны. Среди мастеров также популярно ходить на бизнес-тренинги. Коллеги меня на них записывали, говорили: «Научишься круто продавать», но я, конечно, ничему не научилась. Творчество мне дается лучше. А еще все стали коучами: обычные мастера рассказывают, как продвигать себя, как воздействовать на людей. И за этим очень смешно наблюдать, потому что все рассказывают одно и то же.
Вспомните, как начался бум на образовательные программы в сфере ногтевого дизайна.
Мне звонят коллеги и жалуются друг на друга: «Аня, ты представляешь, я запустила онлайн-курс по раскрутке инстаграма и привлечению аудитории, а она его прослушала и запустила такой же!».
«Мой совет: не вздумайте полностью отдаваться работе, не допускайте выгорания. Просто кайфуйте от процесса!»
Это довольно сложно. У всех мастеров одинаковые страницы в инстаграме, куплены одни и те же пресеты по обработке фотографий. У всех настолько все одинаково! И молодец та, кто видит наперед и первой покупает этот пресет. Часто российские мастера берут пример с украинских мастеров, которые во многом оказываются первыми: они начали делать блики на ногтях икеевскими лампами, и мы начали их покупать; они год назад перестали пользоваться этими лампами и стали фоткать у окна при естественном свете без всяких бликов, и мы следом. То же, по моим наблюдениям, касается и минимализма в дизайнах, и обработки фотографий.
Как же мастеру выделиться на фоне других?
Слушатели моих мастер-классов говорят, что им нравится, что я всегда отвечаю на комментарии к постам. Также в раскрутке помогают видео. А еще, скажу банальную вещь, но чтобы выделится, нужно придумать что-то свое. Мне повезло — я неожиданно для самой себя придумала технику.
Что отличает конкретно вас?
Мне сильно помогает то, что по профессии я модельер. Во время учебы нас учили следить за тем, что происходит вокруг и интегрировать это в свою работу — листать журналы, делать вырезки и что-то из этого лепить. Насмотренность развивает креативное мышление. Например, участница мастер-класса как-то спросила меня, что делать со втиркой, которая без дела лежит, кроме как втирать. А мы как раз на курсе медуз рисовали, и их нужно подсветить, чтоб они блестели. «Ну смешай ты эту втирку с топом, — говорю, — и будет мерцание, сейчас же все ведутся на это!». И поехало: «Хочешь, покажу секундный дизайн?». Хватаю какой-то гель, смешиваю с этой втиркой, наношу на черный ноготь и начинаю чеканить. Ученицы меня спрашивают: «Откуда у вас берутся эти идеи?», а я просто чувствую материал, я очень много работаю, я постоянно рисую.
Есть ли у вас какой-то рецепт, как придумать новое?
Раньше я рисовала в студии, но когда поймала себя на мысли, что постоянно хочу домой, к семье, заказала маленький стол для рисования к ребенку в детскую. Пока он делает уроки или смотрит телевизор, я рядом и мне спокойно. И на творчестве это положительно сказалось. Кто-то осудит, мол, дома работать — это уже ни в какие ворота не лезет, но мне это реально помогает. Я ведь не закапываюсь в работе — если муж, например, предложит пойти в кино, я отложу рисование и пойду. И клиентов я давным-давно дома не принимаю — зачем засорять дом чужой энергетикой?

Я всегда говорю участницам мастер-классов: «Не отдавайте себя работе полностью, не вкладывайте в нее всю душу — ведь через месяц клиентка снимет эти ногти!».
Как вы это все успеваете?
Аудиоцитата
С клиенткой я, конечно, выкладываюсь, но не на всю мощь, как раньше. Раньше я могла на работу и в выходные выйти, а сегодня нет — на первое место я ставлю свои планы. Переломным моментом послужил период, когда я легла в больницу и мне предстояло две операции одновременно. А как раз на это время ко мне была записана клиентка. Причем у нее не свадьба была, не день рождения, обычный будний день. Я звоню ей, чтобы отменить запись, а она вместо того, чтоб здоровья мне пожелать, говорит: «Ну блин, а когда ты меня сможешь взять?». И тут я поняла, что для меня эти люди чужие. Что бы со мной не случилось, я для них рабочая машина. Они не понимают, что я лежу, переживаю и не знаю, когда меня выпишут — им новые ногти нужны, понимаете ли. Поэтому я стала проще относиться к отношениям с клиентками. Но на результате это не сказалось. Я стараюсь поддерживать разговор, но сама не рассказываю никаких историй, потому что это реально отвлекает.
Не испортятся ли отношения с клиентками, если не вкладывать в работу душу? Многие мастера свой успех объясняют как раз этим.
Конечно. Никто руку не поставит и не укажет на ошибки. Те, кто ведет онлайн-курсы, постоянно говорят мне: «Аня, это невероятные бабки! Делай онлайн». Но я, честно признаюсь, не хочу сливать технику. Я настолько отточила технику градиента, что не хочу дарить ее другим преподавателям (а они частенько приходят на курсы). Не хочу дарить людям то, что постоянно отрабатывала на типсах в течение трех с половиной лет. Онлайн-курсы купят не только мастера, но и преподаватели. А это значит, что все — я теряю и курс, и технику. Более простые вещи, конечно, можно объяснять онлайн. Но я пока не думала об этом.
Вы согласны с тем, что онлайн-курсы и мастер-классы обесценивают труд преподавателя?
Я замечала за мастерами, которые делают маникюр мне, что за рассказами они совершают лишние движения пилкой, махи руками. Да она бы за это время мне уже два ногтя сделала!
К сожалению, я никуда не хожу. Меня не берут на курсы. Преподаватели видят мою страницу, видят число подписчиков и пугаются, что я их технику украду. Кто-то поднимает цену: если для среднего мастера курс стоит 10 тысяч, то мне его предлагают за 39 тысяч. Конечно, я не пойду на этот курс. Мне интересно его пройти чисто для себя, потому что, допустим, чувствую, что не очень идеально выпиливаю форму. Но кто в это поверит? Поэтому на мастер-классы я хожу только к знакомым мастерам.
Чему вы сами учитесь у других мастеров? На чьи курсы ходите?
Это было в апреле 2016 года. Мне надоели все эти одинаковые страницы, выделенные фоны, блики, и я начала колоссально отписываться от мастеров, подписываясь при этом на всякую всячину — аккаунты с фотографиями каких-то цветов, суккулентов. Я никогда со школы не рисовала акварелью, и тут захотелось, я стала искать страницы с курсами по рисованию. И мне случайно попалась в ленте страница девушки, которая преподает акварель. И думаю: дай-ка попробую эту технику перенести на типсы гель-лаком. И у меня с первого же раза получилось. Мне кажется, самые первые типсы у меня были самые идеальные (смеется). Я выставила эту фотку в инстаграм, и буквально на следующий же день люди начали писать: «Давай нам курс!». Это было нечто. Я вернулась домой и начала отрисовывать курс. Понятное дело, я его не сразу запустила — я не из тех людей, кто один цветок нарисует — и все, курс готов. Надо же целую серию придумать! И я просто начала открывать на телефоне фотографии цветов и переводить их на бумагу. Я отрисовала все, что вырастила на даче в то лето!

Потом случайно получились медузы — мне очень хотелось сделать что-то светящееся на темном фоне. А где-то через полгода я в Милане увидела медуз в витрине Moncler, потом — на торшерах в ресторанах. Это было какое-то невероятное совпадение! Позже появилась песня «Медуза», и ученицы стали включать ее на мастер-классах. И вот так это все родилось.
Расскажите о своей авторской технике. Как она появилась?
Проверенная техника от Анны Шустиковой
1
Подготавливаем ногтевую пластину перед нанесением дизайна так же, как обычно. Покрываем ноготь белым гель-лаком. Полимеризуем в уф/led лампе.
2
Черным гель-лаком рисуем нижний лепесток мака кистью 01. Затем топом начинаем стягивать пигмент внутри лепестка, доводя до полупрозрачного состояния. Полимеризуем.
3
Далее в той же технике рисуем и скелетируем остальные лепестки. На каждом этапе полимеризуем рисунок в лампе.
4
Рисуем стебель цветка, кончиком кисти выгоняя цвет изнутри. Полимеризуем.
5
Черной гель-краской (для четкости и яркости) рисуем сердцевину мака, тычинки, прожилки лепестков и ворсинки стебля — и полимеризуем.
6
Дизайн готов! Перекрываем топом.
Да, был такой случай. Air flowers в прошлом сентябре скопировала одна азиатская преподавательница, даже не изменив названия. Она оказалась такой смелой и быстрой, что уже через месяц выпустила в Азии инстукторов по этой технике! Конечно, у нее цветы получились немножко в другом стиле, она не знает всех моих секретов. Но на всякий случай я заблокировала все аккаунты, в которых были работы в моей технике не моего авторства. Просто нашла их по хэштегу. А к обучению инструкторов я тоже иду — медленно, но верно.
Пытался ли кто-нибудь повторить за вами?
Около года назад я занялась оформлением патента. Это очень сложный процесс. Первое, что мне сказали в патентном бюро: «Аня, скрещиваем пальцы! Мы послали запрос в Азию — молитесь, чтобы они первыми не запатентовали эту технику». Но оказалось, что там еще никто ничего не запатентовал. Тогда я и начала быстренько этим заниматься. Нужно было детально описать технику, максимально подробно рассказать о составе используемых средств — так я изучила химию и теперь, наверное, могу даже свой гель-лак создать! Потом они мне прислали ссылку на еще одну девушку, которая просто копирует мои идеи — воздушная флористика у нее тоже, естественно, уже есть. А я, говорю, вообще по телеку увидела, как одна школа себе приписала авторство этой техники. Поэтому я хочу хотя бы запатентовать изображения, чтобы получать какой-то профит за слайдеры с моими работами. Так что я создала каталог, отрисовала для него все свои работы. Дальше все просто — ты патентуешь все свои изображения, платишь деньги и все. Мне осталось вернуться в Питер и поставить подпись в документах.
Можете ли вы как-то привлечь к ответственности тех, кто присваивает себе авторство вашей техники?
При нанесении слоев рисунка я стала делать промежуточные сушки — то, до чего многие раньше не догадывались и не понимали, почему стираются нижние слои. Кроме того, занимаясь патентованием, я немного углубилась в химию материалов. У мастеров сейчас очень много болячек, и они, конечно, вызваны химией. Так, одной из учениц я рекомендовала отказаться от работы с каучуком. Многие думают, что каучуковая база вредная. Но вредны только некоторые компоненты, содержащиеся в ней, и они есть не только в этом средстве. Вредное воздействие таких компонентов на организм прекращается только тогда, когда произошел полноценный процесс полимеризации в лампе, через 30 секунд. Поэтому после нанесения базы нужно полностью высушить ноготь, как указано в инструкции. А мастера ведь чуть-чуть просушат — и следующий ноготь делают.
К каким техническим ноу-хау вы пришли за время своей практики?
Раньше были популярны цветы с черным контуром в технике одной из школ. Лет пять назад и я их очень любила, но время-то идет, вкусы меняются. Поэтому у моих цветов, например, контур вообще незаметен — многие ученицы его поначалу и вовсе не видят, зрение-то испорчено этими круглыми лампами. Однажды клиентка попросила сделать цветы с черным контуром. Я ей объяснила, что сама их не люблю, поэтому сделать сделаю, но фоткать не буду. А так клиентки, слава богу, в основном просят сделать то, что видят на моей странице, так что противоречий не возникает.
Какой дизайн, за которым обращаются клиентки, вам не очень нравится? Что никогда не выложите в инстаграм?
Мне стали нравиться матовые ногти, хотя моим клиенткам, я чувствую, они не заходят, им больше нравится глянец. Не понимаю, почему так редко просят матовые ногти. Может, потому, что они просто не знают о таком варианте. Нужно сделать типсы — у меня, к сожалению, нет времени на их выкрашивание, а надо предоставить клиентке выбор. Показать, как все то же самое выглядит с матовым покрытием.
Какой дизайн, наоборот, нравится вам, а клиенткам — нет?
Иногда это очень трудно. За нынешними инстаграм-фишками часто скрывается совсем не то, что ждешь от курса. Такая история произошла и со мной: я записалась на один из курсов именно из-за фото. Мне очень нравились работы, стиль, положение рук, а в процессе обучения я поняла, что это все обман: преподавательница вкрутила лампочку с холодным цветом, выбрала правильный ракурс рук (такой, чтобы не было видно ни затекшей под кутикулу крови, ни неровных бликов) — и отличные фото готовы.

Другая мастер мне казалась богиней маникюра, я была готова к ней несколько часов лететь ради мастер-класса. А потом оказалось, что она все фотки фотошопит, да еще как! По 25 минут одной фотографии уделяет. Если у нее ноготь с одного бока кривоват, она просто берет и вытягивает его в ровную линию. Получаются идеальные квадраты. Сейчас все помешаны на ретуши фотографий, но очень важно чувствовать грань — когда остановиться, чтоб не переборщить.
Может ли клиентка оценить профессионализм мастера по фото в инстаграме?
Техническая сторона неинтересна, потому что технически мы все делаем маникюр одинаково: теми же фрезами с Казанского завода, тем же «пламенем» 21-го и 23-го диаметра.
Почему мастер-классов по дизайну больше, чем по маникюру?
У нас есть три завода, которые изготовляют фрезы, их все знают. Сарафанное радио работает, поэтому популярностью пользуются все три, я отдаю предпочтение одному. Что касается инструмента, все покупают одну и ту же пакистанскую сталь, просто заточники у всех разные. Все работают абсолютно одними и теми же лампами. У всех все одинаковое. Ну, ножницы изобрели для левшей, но можно и обычными ножницами справиться — просто руку клиентки перевернуть и резать кутикулу зеркально. Просто многие не знают этих технических моментов. Производители пытаются внедрять какие-то фишки типа пушеров с вкраплением новых металлов, но это все полный бред. Заточники сами ржут друг над другом, поскольку понимают, что это замануха. Но без таких продажных фишечек не обойтись: конкуренция большая, и без них ты просто не выживешь.
А рынок инструментов и оборудования вообще как-то развивается?
Читайте также: