Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
От стемпинга до стемпинга,
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ АННОЙ ГАРАЙХАНОВОЙ
или история дизайна ногтей
Обзаведясь достаточными компетенциями в маникюрном деле, Анна Гарайханова начала делиться опытом с другими: основала школу Provocative Nails и исколесила всю страну с тренингами и мастер-классами. Она не только обучает мастеров авторской технике маникюра, но и прививает им хороший вкус, знакомя с современным визуалом. Полезные советы и рекомендации от Анны — в нашем интервью.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: САША БАРАНОВСКАЯ
Самый продаваемый курс на данный момент — курс по ускорению. Это авторская техника маникюра, которая называется «Форсаж». Она позиционируется как «маникюр за час». На этом курсе я рассказываю, на чем можно сэкономить время, делюсь своими хитростями. Второй востребованный курс — «Перезагрузка». Это такое вот пятичасовое грузилово, где мы проходимся по всем важным аспектам: стерилизации, ценообразованию, позиционированию, ведению инстаграма, ну и, собственно, технике маникюра. Третий — тренинг «Нейл-блог в инстаграме». В рамках него я рассказываю обо всем, что нужно знать про ведение инстаграма нейл-мастеру и нейл-блогеру: что постить, когда постить, как правильно взаимодействовать с аудиторией.
Вы сейчас проводите мастер-классы в Новокузнецке. Чему хотят учиться тамошние мастера?
Нужно не отвлекаться на разговоры и не поднимать на клиентку глаза более трех-четырех раз за процедуру. Конечно же, я не говорю: «Пилите молча»; с клиенткой надо общаться, просто не отвлекаясь от процесса. В какой-то момент, когда я регулярно работала с клиентками, я осознала, что за «поболтать» мне не платят, а время идет. И я стала стараться за работой смотреть только на ногти. Смотря на ногти, ты сконцентрирована на работе, а стоит поднять глаза — автоматически останавливаешься: «А он что? А она что?». И я серьезно ускорилась, на полчаса точно. Решив ускориться, мастер должна понимать, зачем ей это нужно. Считается, что работая быстрее, ты больше зарабатываешь. Но ты ведь ты и работаешь больше! Пораньше освободиться, чтобы посвятить время семье — такую мотивацию я понимаю. Но если ты хочешь посвятить выкроенное время ведению инстаграм-страницы, образуется замкнутый круг: ты привлекаешь больше клиентов, больше работаешь, больше зарабатываешь, но работаешь все равно больше. Не забывайте, что нужно отдыхать. Не стоит принимать по десять человек в день — очень быстро может случиться выгорание.
Что делать мастеру, чтобы процедура занимала меньше времени, но качество маникюра оставалось прежним?
Первую пару месяцев клиентки спрашивали, не обиделась ли я и почему я на них не смотрю. Я объясняла, что стараюсь сделать все побыстрее, чтобы и их пораньше отпустить делать дела. В Москве доехать до мастера, потратить у нее три часа и доехать обратно занимает целый день. Мои клиентки мотивацию поняли.
Как клиентки отреагировали на то, что вы стали меньше с ними общаться?
На курсах мы, пользуясь авторитетом, просим мастеров делать нестандартные для их портфолио дизайны. Я стремлюсь к тому, чтобы раскачать мастеров на креатив, зажечь огонь в их глазах, заставить кайфануть от процесса.
Клиентка должна остаться глубоко удовлетворена всем, не только качественно сделанной работой — этим сегодня никого не удивишь. Безусловно, важен сервис: приятное ненавязчивое общение, симпатичный интерьер, комфортная мебель. Клиентке должно быть удобно, поскольку она проводит долгое время без движения. Мы ведь устаем после перелета, верно? Каким бы классом ни летели. Важно, чтобы процедура начиналась и заканчивалась вовремя, чтобы цена, озвученная вначале, совпадала с той, что называют в конце. В случае накладок такие нюансы, не имеющие прямого отношения к процедуре, способны оставить неприятный осадок. Клиентка должна унести с собой хорошее настроение. Мастер должна им делиться, несмотря на личные переживания — в конце концов, это сфера услуг. Хороший пример идеального сервиса показан в фильме «Завтрак у Тиффани»: сотрудник ювелирного магазина понимает, что у героев нет денег, но относится к ним с вниманием и уважением — предлагает сделать бесплатную гравировку на их же кольце.
Чем, помимо вовлеченности в разговор, можно произвести впечатление на клиентку?
Преподавать — не значит разбирать маникюр в теории у доски и показывать на примере одного пальчика. Я показываю всю процедуру от начала до конца на модели. Чтобы не терять сноровки, я работаю с несколькими клиентками. Практика нужна обязательно. Плюс, у меня широкий круг коллег-мастеров и инструкторов, мы постоянно делимся друг с другом наработками.
Вы сейчас по большей части преподаете. Как остаетесь в курсе тенденций? Не чувствуете недостатка в практике?
Я считаю, что вершина мастерства в ногтевом сервисе — владение всеми существующими техниками. Большое конкурентное преимущество и экспертность мастер получает только тогда, когда она умеет все. Для нового поколения мастеров характерно уметь что-то одно: допустим, делать комбинированный маникюр и использовать гель-лак, но без наращивания и педикюра. А клиенты приходят с комплексом проблем. И чем большим набором техник, навыков и скиллов ты обладаешь, тем быстрее и проще ты эти проблемы решаешь. В старой школе, к которой я себя отношу, было модно быть мастером-универсалом. Нужно было уметь и моделировать, и рисовать, и маникюр различными способами делать, и даже педикюр, хотя бы эстетический.
Какая техника или дизайн считаются среди мастеров вершиной мастерства?
Парикмахер, которая умеет стричь и не умеет красить — что же это за парикмахер? Или косметолог, которая умеет делать массаж лица, но не может ни маску наложить, ни укол сделать — тоже сомнения вызывает. Вершина мастерства заключается в умении делать все. И хорошо, а не абы как.
За последние полтора года вернулось очень много трендов из 90-х. Например, стемпинг. Что неожиданно, поскольку мы его в те времена, что называется, презирали, это была техника для тех, кто не умеет рисовать. Но она переродилась в новых дизайнах и материалах, так что сегодня результат выходит более крутым.
За все годы, что вы в профессии, судьба каких техник удивила вас больше всего?
Вообще нет. Наоборот, сегодня он позволяет оценить мастерство: «Ты что, не умеешь делать стемпинг? Что ты за мастер-то вообще». Если раньше тебе было достаточно посмотреть какую-то инструкцию, напечатанную на продукте, и самой как-то досоображать, то сейчас прям курсы по стемпингу ведут! И онлайн, и офлайн, и дорогущие они — столько же, сколько маникюрные курсы стоят. Это ж уму непостижимо!
Он больше не воспринимается как что-то легкое и профанное?
Ничего. Скорее, изменилось отношение мастеров к получению и отдаче знаний. На курсе по тому же стемпингу тебя прям глубоко погружают в тему, рассказывают каждый нюанс и объясняют каждое движение. Раньше такого не было.
Что-то изменилось технически?
Другая восставшая из ада техника — «верхние формы». Это, скажем так, упрощенная схема моделирования. Она появилась где-то в 2003 году и была очень простой: шлепнули материал в типсу, прилепили на ноготь, подпилили — и готово. В те времена мы эти верхние формы презирали, считали, что в них нет архитектуры, нет красоты. Сейчас же эти загнутые вниз ногти снова в моде. Посмотрите на Рианну, на западных селебрити. Эта старая как мир техника получила новое звучание, потому что появились новые материалы, полигель, акриловый гель. С помощью верхних форм и полигеля можно сделать наращивание за 15 минут. Раньше мы это не ценили. С нового года мы запускаем курс по этой быстрой технике, и это будет бомба: несмотря на все наши смартфоны и тачскрины, длинные ногти в тренде. От этого никуда не денешься, клиентки их хотят. У кого есть возможность, отращивают свои, у кого нет — могут воспользоваться этой вполне демократичной, быстрой и качественной услугой. Сидеть три часа у новичка, как раньше, не придется. Все благодаря новым технологиям.
Вернемся к тенденциям. Что еще вас поразило из последнего увиденного?
Акрил-гель, или полигель, стали выпускать в 2017 году. Считается, что он не только более прост в использовании, чем гель и акрил, но и более стойкий.
Да, если три-четыре года назад я вела курсы и по этому, и по тому, поскольку умею все и преподаю уже 12 лет, то на данный момент мы с коллегами начинаем потихонечку уходить в более узкие ниши. Рынок есть рынок. Кто-то отлично ведет базовые курсы, кто-то круто рассказывает, как сделать френч. Именно в преподавании нишевание — правильный подход, потому что ты углубляешься в одну тему и становишься в ней экспертом. А большой универсальный курс с высоким качеством обучения стоил бы огромных денег, вот хоть кредит бери. К тому же в индустрии на данный момент таких суперкрутых профессионалов, которые умели бы рассказать буквально все, нет.
Сейчас для мастера наиболее оптимальный вариант — набрать разных курсов и мастер-классов?
Да, как правило, это девчонки от 16 до 22 лет. Они не помнят самих 90-х, но эта эстетика, которая сейчас преподносится масс-медиа, им очень нравится.
Наверное, за «ногтями из 90-х» обращается более молодое поколение клиенток, а старшее, наоборот, не может их возвращение терпеть. Это так?
На мастер-классах и мастера, и модели, которых мы приглашаем, действительно хотят что-то более «нарядное». Но я сразу предупреждаю, что никаких дизайнов со стразами в моем аккаунте не будет. До Новокузнецка я была в Оренбурге и тоже делала модели маникюр. Она попросила стразы, но я ей сказала, что это перебор. Там и так было использовано четыре цвета — серый, неоновый, красный, белый, еще и переход между ними. Я сказала: «Давай я сначала сфотографирую, а потом делай, что хочешь». Ну, конечно, в итоге она налепила на все это стразы. Я ничего не имею против страз как таковых — просто сейчас мне ближе другая эстетика: матовые ногти, простые по сути, но визуально сложные дизайны, какие-то гранжевые рваные текстуры. А блеска можно достичь и при помощи других материалов, без камней, что называется: фольгой, полосками, пружинками, нитками — да кореянки вон что угодно могут использовать. Но у нас такой креативный дизайн не приживается, потому что маникюр в первую очередь должен быть носибельным, таким, чтоб и на седьмую неделю он оставался нетронутым. Если сказать кореянке: «Ходи с такими ногтями семь недель», она глаза выпучит, потому что у них это не принято.
Кажется, что в постсоветской России с маникюром дело обстоит так же, как с одеждой: яркое, пестрое и усыпанное декором пользуется большим спросом, чем сдержанное и абстрактное.
Аудиоцитата
В России, к сожалению, чем дальше от Москвы уезжаешь, тем старее становится дизайн, и тем менее сложные и интересные цвета используются — чаще это яркие, простые цвета. А что касается одежды, то я услышала от одной клиентки противоположный взгляд. У нее бизнес по производству и продаже одежды, и мы как раз виделись перед моей поездкой в Новокузнецк. Она рассказала, что недавно ее клиенты оттуда, комментируя новую коллекцию, почти полностью белую, сказали, что вот им бы лучше что-то серое и черное — сама одежда красивая, конечно, но город металлургический, так что лучше бы сделать то же самое в темном цвете. Мы посмеялись, но по приезде я поняла их смятение.
Сейчас это однозначно стемпинг. Он делается очень просто, и при этом дает большой простор для творчества. А в маникюре самая любимая, наверное, моя авторская техника и есть — выстраданная, отшлифованная, которую я могу выполнить с закрытыми глазами. Думаю, многие мастера согласятся, что с технической частью маникюра мы стараемся расправиться как можно скорей, чтобы перейти к части творческой, дизайну — и моя техника этому способствует.
А какие дизайн и техника вам нравятся больше всего?
Работы с курсов Анны Гарайхановой
Придумывалась она не один день, и даже не один год. Сначала я экспериментировала с одними алмазами, борами и фрезами, потом с другими. Спустя год пришло понимание, что размер все-таки решает, и маленький диаметр нам не подходит, надо брать большой. Способ, которым работают все, «вправо-влево», дает пропилы. Поэтому мы стали по-другому ставить фрезу: изменили направление, полностью увели от ногтевой пластины, чтобы мастер работала только с кожей.

Объяснение техники другим мастерам помогало ее совершенствовать. Я условно разделила околоногтевой валик на зоны и стала объяснять, как нужно обрабатывать каждую из них в отдельности. Потом я заметила, что эффективнее будет немного изменить угол наклона. Опять же, все приходит с практикой: приходят разные модели, у них разные типы ногтевых пластин, разные кутикулы, разные запросы. Со временем техника изменится как-то еще.
Расскажите о своей технике. Как она создавалась? Какие задачи должна была решить?
Как известно, есть три классических вида маникюра — обрезной, аппаратный и комбинированный. Между собой они подразделяются на сухой и мокрый. В данном случае мы говорим про сухой комби-маникюр. На мой взгляд, это достаточно универсальная техника. Единственное исключение составляют люди с гипергидрозом — им в принципе подойдет только классический обрезной маникюр.

Наша техника подходит и мужчинам, и женщинам. Мужчины не любят комбинированный или аппаратный маникюр ровно из-за того, что фрезой задевается ноготь, и через неделю, когда он срастается, образуется борозда, пропил. А мы ноготь вообще не задеваем. Я даже рекомендую мастерам отрабатывать эту технику на мужьях, если есть такая возможность.
Насколько универсальна эта техника? Кому она подойдет?
Безусловно. На тренинге «Нейл-блог» я буквально заставляю студентов подписываться на аккаунты брендов вроде Gucci и Louis Vuitton, привожу в качестве примеров профили зарубежных блогеров-миллионников. Я обращаю внимание мастеров на закономерности в фотографиях: вот он — стиль 90-х, вот бирюзово-оранжевая обработка. Стоит ткнуть пальцем, и люди сразу начинают по-другому смотреть вокруг, у них получается выявлять эти тренды. Я прошу их развивать насмотренность и по окончании курсов — она позволит по-новому подойти к оформлению собственного аккаунта. Мои фотографии двухлетней давности — это грусть-печаль, по-другому не скажешь.
Как вы знакомите студентов с современной эстетикой? Реально ли развить хороший вкус за короткий срок?
Они все одинаковые и тупо демонстрируют результат работы. Чтобы не превратиться в «сосисочную» — я так называю аккаунты, где одни пальцы — аккаунт должен транслировать какую-то идею. Понятно, что сам по себе маникюр сделан качественно, так сделайте и страницу эстетически цельной, такой, чтоб ее было приятно листать. Новые возможности типа «карусели» позволяют это сделать: заглавная картинка может соответствовать общей стилистике, а на второй и далее — уже детали, блики и прочее.

За первые два месяца, что я стала обрабатывать фото по-другому, число моих подписчиков выросло на десять тысяч. Я нигде не давала рекламу, ничего не предпринимала. Причем вначале я провела опрос, нравится ли подписчицам новый вариант обработки, и получила однозначное «нет». Но все равно стала обрабатывать так, как хотелось мне.
Что с ними не так?
Насмотренность и понимание современной эстетики — ключ к нестандартному подходу к съемке маникюра. К сожалению, 95% мастеров все еще пребывают в 2008 году.
У Gucci и Balenciaga, на сегодняшний день главных брендов модной индустрии, действительно есть чему поучиться. Их отличает смелая, порой шокирующая подача вещей: посмотрите хайлайты Balenciaga в их инстаграме: фото на фоне хромакея или видео с телесными метаморфозами хоть и сюр, но глаз оторвать невозможно.
Трендсеттером, безусловно, является индустрия моды. Если нет времени следить за несколькими брендами в отдельности, можно подписаться на страницу магазина Farfetch — они выкладывают разноплановые фотографии, которые очень хорошо сочетаются между собой: там и 90-е, и фотонолинг, и фотосессии марок. Понятно, что над аккаунтом работает огромный штат фотографов и маркетологов, но для схватывания эстетики и принципов на него можно ориентироваться. Есть аккаунты, посвященные современному искусству — там публикуют и вышивку, и веб-дизайн, и 3D-графику. Чтобы отслеживать тенденции именно в маникюрном деле, достаточно следить за крупнейшими пабликами о ногтях, которые публикуют фотографии дизайнов, вышедшие в топ. Они срезают самую верхушечку, самое вкусное: там всегда найдутся загнутые ногти, ногти «балерина» — искусственные формы, о которых я как раз говорила. В основном там публикуют американские и корейские работы, те, что придут к нам где-то через год.

Еще я бы посоветовала одним глазком следить за украинскими мастерами. Они стали первыми работать над стилистикой своих инстаграмов, еще два с половиной года назад, когда мы только очнулись от бликов. Любопытно, что дизайны, которые они делают, не находят отклика среди широкой публики в России. Они им непонятны: сложные цвета, полосочки, пустые пространства, длинные ногти (опять же), минималистичный дизайн.
Вы сказали, что в качестве примера показываете мастерам аккаунты модных домов. На какие еще сферы стоит поглядывать мастеру, чтобы оставаться в курсе происходящего?
Так получилось, что я всю свою карьеру, восемнадцать лет, училась именно у украинок, мастодонтов вроде Елены Веретенко, Валентины Денисенко, Натальи Давыдовой. Не знаю, с чем связано. Просто их земля богата на таланты. Аккаунт Аси Бондаревой я всегда привожу в пример визуальной подачи, к которой стоит стремиться.
С чем связано то, что украинские мастера такие передовые?
Мне кажется, мастер должна быть авторитетом для своих клиенток. Странно, когда ей нечего предложить клиентке, которая готова сделать что угодно. На такой случай я всегда советую иметь как минимум 10-15 вариантов в голове: темные, светлые, с дизайном, без. При этом нужно быть чуть-чуть психологом, даже детективом, чтобы «считать» клиентку. Если девушка работает из дома или же домохозяйка, может она себе позволить дизайн в стиле Аси Бондаревой? Безусловно, может — ее никто не осудит. А вот если она работает в офисе и подчиняется дресс-коду, ей вряд ли подойдут яркие цвета и сложный дизайн. Нужно что-то более спокойное и нейтральное.
Кто должен отвечать за культивацию хорошего вкуса — клиентка или мастер?
Наше интервью с Асей Бондаревой можно почитать здесь.
Читайте также: