Подписочку?
Мы будем присылать вам подборку лучших статей, всего один раз в месяц — и ничего лишнего.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Гостеприимный барберинг
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОМ КАБАНОВЫМ
барбершопы будущего и новые услуги для мужчин
Барбер Александр Кабанов называет клиентов гостями, а барбершоп видит как место, где мужчины могут отдохнуть. Мы поговорили с сотрудником питерского «Франта» о его взглядах на развитие барберинга в России и желании привить мужчинам чувство стиля.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ДИЛЯРА ХАСАНОВА
К сожалению, меня не было в Питере в момент зарождения «Франта». Я начал работать спустя три месяца после открытия, а до этого я жил в Севастополе, где у нас с парнями был свой барбершоп «ПАР-ТАК». Соответственно, в нем сразу был тату-рум. Туда приходили стричься и брутальные мужчины, и мужчины с накрученными усами. Там всегда царила веселая дружественная атмосфера, ощущалось равноправие, всегда был полный зал. От работы там у меня остались только теплые воспоминания. Люди приезжали со всех точек Крыма несмотря на то, что мы находились не на главной улице, а «через арку мимо салона красоты на второй этаж», и, что характерно для юга, отсутствовали удобства. Но мы кайфово проводили время, творили много стиля и делали то, что хотелось. Думаю, питерские барберы тоже делали то, что хотелось. Наверное, они учились у своих западных коллег: в то время процветал олдскул, традиционные стрижки, которые пропагандировал барбершоп Schorem.
Первые барбершопы Питера казались хипстерскими заведениями, откуда с накрученными усами выходили ребята в круглых очках. Сейчас они представляют собой такие традиционные мужские клубы с виски, татуировками и прочими атрибутами брутальности. Почему произошли эти перемены?
Первый барбершоп «Франт» открылся в 2014 году. Сегодня в сеть входит пять заведений в Москве, 11 — в других городах России, плюс одно в Астане.
Если ты работаешь только на потоке и не развиваешься — не учишься, не учишь других, не стрижешь так, как нравится тебе — ты очень быстро угасаешь.
Мне сложно сказать, какой образ транслируют современные барбершопы, потому что все стало настолько унисексуальным! Изменились формы, укладки. В любом барбершопе за соседним креслом вы встретите человека, который делает олдскульную стрижку, через одно — того, кто делает чисто фэйд. Здесь же будет кто-то, кто делает всякие модные техники вроде сассуновских. Но мне точно нравится направление, в котором двигаются современные барбершопы — в направлении расширения знаний, услуг, добавления окрашиваний и, самое главное, специализации на уходе за кожей головы, волосами и бородой.
Насколько вам лично близок тот образ мужчины, который транслирует барберинг?
Какие-то барбершопы будут нишевыми, такими как, например, олдскульщики в Москве. Какие-то станут салонами, потому что многие барберы уже уходят от слов «барбер», «стилист» и «парикмахер» и говорят, что они стригут волосы, или занимаются окрашиванием.

Барбершоп должен предоставлять гостю весь спектр услуг, который ему необходим: не вижу ничего плохого в том, что в барбершопах появляется ногтевой дизайн, колористика, массажи, татуировки. Я считаю, что барбершоп — это мужская территория, на которой мужчина должен получить весь возможный спектр услуг по уходу за собой и по поддержанию своего стиля. Было бы, кстати, неплохо, если бы в нем был еще и портной, а рядышком — мастерская по изготовлению обуви. Круто, если когда-нибудь появятся целые комплексы, посвященные мужчинам, где они смогут отдыхать и получать максимальное наслаждение от ухода за собой.
Будет ли происходить какое-то нишевание барбершопов или расширение спектра услуг внутри каждого?
Мы давно ушли от догмата, что мужчина не должен за собой ухаживать. Сейчас очень многие мои гости пользуются косметикой ACUMEN, которая предназначена для ухода за кожей: тонизирующим гелем для век, для лица, увлажняющим кремом для тела. Есть отличные кремы для бритья, бальзамы и лосьоны после, одеколоны. Мы о многом разговариваем. Сейчас мужчины стали более открытыми новому в своей жизни, работе над своим стилем. Хочу отметить, что это Питер, и тут очень много модников, много людей, которые себя любят. Выходя за рамки традиционных представлений о «мужском», они открываются и становятся счастливыми.
Барбершопы действительно способствовали дестигматизации ухода мужчин за собой. Насколько открытость уходу за волосами и укладкам повлияла на отношение ваших клиентов к уходу за лицом и телом вообще? Не стесняются ли они это обсуждать?
Наш барбершоп находится на месте бывшего детского садика, который давно закрылся. Учредители «Франта» в Питере полностью перестроили помещение и открыли в нем барбершоп, который ни в коем случае не конкурирует с местными парикмахерскими, куда могут ходить ребята, которые хотят сэкономить. Барбершоп, как вы правильно отметили — это немножко другой уровень услуг. Здесь я говорю не только о качестве стрижки, но и об атмосфере, о сервисе, о цене косметики, на которой мы работаем.
«Франт» находится в, скажем так, спальном районе исторической части города. Насколько, на ваш взгляд, он встроился в повседневность местных жителей? Один наш знакомый был очень опечален тем, что как раз по соседству с его домом вместо районной парикмахерской, в которую он всю жизнь ходил, открыли барбершоп — а это другой ценник, другие стрижки и практики.
Проверенная техника от Александра Кабанова
1
Сделайте фэйд до 6 мм на открытом ноже.
2
Далее к фэйду подтяните волосы тонкими проборами, постепенно двигаясь от височно-затылочной зоны к центру теменной, для получения линии с максимальным набором массы.
3
Простригите челку и соедините ее с простриженной теменной зоной.
4
Сделайте глубокое текстурирование на теменной зоне и тушевку на височно-затылочной зоне для шлифовки результата.
5
Сделайте четкие краевые линии триммером и доработайте их с помощью шаветки.
6
Уложите текстурированный кроп с помощью пудры American crew (для создания объема). Кремом или пастой того же бренда выделите концы прядей, чтобы подчеркнуть текстуру.
Наши клиенты, правильнее сказать — гости, разные люди: от совсем еще малышей и школьников до студентов, от офисных работников до барберов, бизнесменов, стилистов, известных фотографов и спортсменов. С совершенно разными интересами и уровнем дохода, они выбирают нас за атмосферу и качество обслуживания. Нам хочется расти и становиться лучше для тех, кто к нам ходит.
Что за люди к вам приходят?
Чаще всего детей приводят их родители — наши постоянные гости или их друзья. Если ребенок еще мал (а мы стрижем от года), то в первую очередь мы руководствуемся пожеланиями родителей. Самостоятельно они приходят лет с восьми. Нынешние дети гораздо более развиты, чем в свое время были мы. Свои пожелания к стрижке они объясняют, показывая фото звезд телевидения и ютуба, или же картинки из моего инстаграма.
Расскажите о работе с самыми юными клиентами. Как они объясняют, какой образ им нужен?
Ты подбираешь жениху стрижку, отталкиваясь от образа. Ответственность за внешний вид лежит на тебе. Как правило, свадебная прическа для мужчины — это не просто укладка, это всегда стрижка и бритье. Прическа должна быть максимально носибельной, хорошо зафиксированной, чтоб не испортиться в течение дня. Если прическа требует дополнительных элементов фиксации или лака, я оставляю жениху косметическое средство.

Если это выездная работа, то ее обязательно снимут фотографы — они любят запечатлеть процесс приготовления. Если вы делаете какие-то фэйды, все обязательно должно быть четко, со всех ракурсов дымно, плавно, мягко. Надо быть аккуратным, потому что даже незначительные покраснения на коже требуют дополнительной работы фотографа, ретуши.
Вы также делаете мужчинам свадебные прически. Расскажите, в чем их специфика.
Гостей, которые приходят просто подбрить бока, уже давно нет. Все приходят за целым образом, который соответствует их стилю жизни. Конечно, дома вы можете что-то подбрить-подравнять, но вы никогда не сделаете это так ровно, как сделают профессионалы в барбершопе.

Стратегия по удержанию клиента одной лишь дружбой и хорошей атмосферой в корне неверна. Мужчина не только находится в зоне комфорта, но и получает максимально качественную услугу — весь тот максимум, который барбер может ему дать. Если барберы относятся к работе халатно, у них и возврат небольшой. Тогда барбершопу необходимо постоянно вкладывать деньги в рекламу, чтобы набирать все новых и новых клиентов. Там же, где ребята выкладываются по полной, денег на рекламу выделяется меньше, потому что они имеют большой возврат. Как следствие, барбершопы растут, набирают новых мастеров, открывают филиалы.
Кто-то ходит к мастеру, чтобы просто подбрить бока. По сути, это можно сделать и дома. Какие стратегии по удержанию клиента вы применяете в таком случае? Не на всех же срабатывает «прийти хорошей компании ради».
Когда-то давно я обсуждал это с Эндрю Козаком, и мы сошлись на том, что верхнего предела мастерства нет. Ты постоянно работаешь, экспериментируешь, расширяешь ассортимент своих техник. Со временем уходишь в какие-то эксперименты, иногда возвращаешься обратно.
Что считается вершиной мастерства в барберинге? За что, напротив, коллеги могут обвинить мастера в непрофессионализме?
Аудиоцитата
Отношения между мной и моими гостями больше товарищеские. Это открытые, эмоциональные отношения. Но при этом мы все немножко держим дистанцию: ведь люди приходят отдыхать, а я прихожу на любимую работу. Эта любимая работа для меня больше хобби, чем заработок денег. С установкой «я работаю», «я зарабатываю» ты никогда не разовьешься , тебя все начнет угнетать. Выполняя свою работу с душой, относясь к ней позитивно, с добром, ты можешь работать много дней в месяц.
Работа мастера сопряжена и с эмоциональной работой. Какой линии поведения вы придерживаетесь со своими клиентами?
У меня максимум шесть выходных. Все остальное время я или стригу в барбершопе по 12-15 часов в день, или езжу обучать ребят.
Любимые средства Александра Кабанова
Про гостей с непростыми волосами — сединой, залысинами, вихрами — у меня есть большой отдельный семинар. Нет ничего страшного в том, что мастер ведет себя с гостем открыто и указывает на какие-то особенности, предлагая их подчеркнуть или спрятать. Чаще всего гости сразу сами о них говорят, тогда вы понимаете, что и где нужно подстричь. Главное — быть внимательным и не отрезать лишнего: скажем, не открыть залысины, если гость этого не хочет.
Как вы порекомендуете начинающим мастерам работать с клиентами, проблематизирующими облысение или седину? Указать на наличие и предложить спрятать или, напротив, подчеркнуть как индивидуальную черту клиента?
Конечно. Работая с бородой, я в первую очередь руководствуюсь пожеланиями клиента. В некоторых случаях направляю его пожелание в нужное русло, чтобы максимально эффективно управлять ростом бороды. Если есть необходимость, я рекомендую подкрашивать бороду, но здесь, опять же, зависит от того, какой результат гость хочет получить в итоге. Можно также собрать бороду наподобие конструктора, из элементов нескольких бород разной формы.
Есть ли какая-то формула, правило, руководствуясь которыми вы работаете с бородой?
Однажды мужчина попросил выполнить стрижку, которую выполнить невозможно в принципе — я с кем это только не обсуждал. Стрижка, которую он просил, была совершенно фантазийной. Он хотел, чтоб его удлиненные волосы были ровными в любой ситуации. Когда завязан хвост и ползатылка выпущены, кончики хвоста и распущенных на затылке волос должны быть на одном уровне. Когда волосы распущены — тоже. И чтоб когда их зачесываешь вперед, убирая с затылка, они тоже были ровными.

Мы несколько раз с ним все переделывали, и пришли к выводу, что нужного результата не получим. Но это, наверное, самый тяжелый случай. В остальном я нахожу общий язык со своими гостями. У меня очень большой процент возврата и каждый день полностью расписан — это едва ли свидетельствует о каких-то недовольствах и недопониманиях.
Вспомните самый сложный случай из вашей практики.
Читайте также: